На этой неделе президент России Владимир Путин в своей резиденции «Бочаров ручей» провел серию совещаний с руководством военного ведомства и руководителями ОПК. Кроме текущих задач и уточнения планов государственной программы вооружения (ГВП) обсуждались вопросы готовности промышленности к работе в условиях военного времени.
Из выступления главы государства следует, что выполнение программы вооружений в целом его удовлетворяет. Он озвучил некоторые цифры, свидетельствующие об успехах российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Владимир Путин также рассказал, что «сейчас завершается формирование новой государственной программы вооружения. Ее реализация во многом определит боеспособность видов и родов войск на предстоящее десятилетие и долгосрочную перспективу. И нужно тщательно выверить все намеченные планы». Ранее сообщалось, что новая программа будет подписана главой государства в декабре этого года и на ее реализацию в ближайшее десятилетие планируется потратить до 20 трлн руб. По словам бывшего главкома ВКС сенатора Виктора Бондарева, упор в новой ГПВ будет делаться на высокотехнологичное вооружение.
Новости партнеров
Сейчас также рассматривается вопрос об изменениях правил закупок вооружений государством. Правительство предлагает ввести закрытые электронные процедуры закупки товаров, работ, услуг для федеральных органов исполнительной власти и силовых структур, для чего подготовлены поправки к Закону «О контрактной системе» № 44-ФЗ. По сути, идет естественный процесс монополизации оборонной промышленности, и здесь ничего неожиданного нет. ВПК повсеместно в мире является этаким клубом для избранных. Но вместе с тем Владимир Путин отмечает: «Способность экономики быстро увеличивать объемы оборонной продукции и услуг в нужное время – одно из важнейших условий обеспечения военной безопасности государства. К этому должны быть готовы все стратегические и просто крупные предприятия независимо от форм собственности».
Непонятно пока, как будут реализовываться установки президента. Например, в рамках стратегических учений «Запад-2017» и «Кавказ-2016» отрабатывались вопросы перевода жизнедеятельности властных структур и предприятий, в первую очередь транспортных, на работу в условиях военного времени. Но для подготовки непрофильных производств под военные нужды этого явно недостаточно, нужна постоянная работа в этом направлении. Однако если поправки к Закону 44-ФЗ будут приняты, вести такую работу на постоянной основе будет очень сложно.
К тому же перевод промышленности на военные рельсы уже нельзя осуществить по старинке, как планировалось еще в советские времена, основываясь на опыте Великой Отечественной войны. Современные войны – прежде всего войны технологий. Производство современного оружия значительно сложнее, чем было 75 лет назад. В то время можно было наладить производство, к примеру, автоматов ППШ практически где угодно, их делали, что называется, на коленке, то же самое можно сказать о производстве танков, артиллерийских орудий, самолетов.
В 1941 году был период, когда планеры истребителей из-за нехватки материалов производили из дерева и фанеры, их сборку осуществляли, быстро приспособив любое помещение, порой самолеты собирали под открытым небом. Современное оружие – боевой самолет, высокоточные боеприпасы, ракетная техника – требует особой организации производства. Здесь непрофильное предприятие использовать не удастся. Для резкого увеличения выпуска высокотехнологичного вооружения нужно готовить соответствующие технологичные промышленные мощности, развивать и модернизировать профильные предприятия, делая упор на изыскания новых технологий. И не терять времени и сил на попытки приспособить непрофильные производства для выпуска современного оружия.
Экономить (на советский лад) в вопросах производства вооружений и использования непрофильных производств на случай войны с каждым десятилетием становится все сложнее. Еще очень важно государству реально оценивать свои возможности. Страна взяла высокий темп в деле перевооружения. Выдержит ли этот темп российская экономика?