Владимир Путин и Дональд Трамп провели беседу в кулуарах саммита АТЭС, воспользовавшись моментом перед церемонией фотографирования. Президенты «на ногах» одобрили совместное заявление по Сирии и согласились противостоять «Исламскому государству*» до полного разгрома группировки. Договоренность стала очередным свидетельством того, что без России не решаются важнейшие проблемы мира.
В субботу президентам России и США Владимиру Путину и Дональду Трампу удалось провести небольшую беседу по пути на церемонию фотографирования лидеров во второй день саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) во вьетнамском Дананге. Собеседники оживленно жестикулировали. Этот момент попал в объективы многочисленных телекамер. Их сопровождали президент Вьетнама Чан Дай Куанг и председатель КНР Си Цзиньпин, которые не участвовали в разговоре.
Новости партнеров
Двум лидерам не удалось провести официальные переговоры, но их беседа перед церемонией фотографирования касалась одной из важнейших тем – сирийской проблематики. Накануне оба президента тоже попали в объективы камер перед началом сессии саммита, пока мировые лидеры рассаживались за столом. Путин и Трамп пожали руки, наклонились друг к другу, обменялись несколькими репликами, после чего президент США приятельски похлопал российского коллегу по плечу.
Интрига по поводу субботней встречи сохранялась до последнего. Еще накануне пресс-секретарь Трампа Сара Сандерс отвергла такую возможность из-за «плотного графика» хозяина Белого дома. А пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков отмечал, что российская сторона продолжает «терпеливо работать» над ее организацией и встреча так или иначе состоится в кулуарах саммита.
По словам Пескова, Путин и Трамп в ходе краткого общения одобрили совместное заявление по ситуации в Сирии. Этот документ подготовили эксперты России и США, после чего он был согласован в субботу на переговорах глав внешнеполитических ведомств двух стран Сергеем Лавровым и Рексом Тиллерсоном. В рамках заявления Путин и Трамп подтвердили решимость нанести поражение группировке «Исламское государство» и намерены противостоять боевикам вплоть до полного разгрома.
Путин и Трамп едины во мнении, что сирийский конфликт невозможно решить только военным путем и нужно политическое урегулирование в рамках Женевского процесса. В то же время оба лидера привержены суверенитету и целостности Сирии. В этом контексте они указали на важность создания зон деэскалации в Сирии. Также согласовано, что контроль за прекращением огня в Сирии продолжит амманский мониторинговый центр с участием экспертов из Иордании, России и США.
В заявлении содержится призыв президентов к странам ООН увеличить вклад в помощь Сирии в ближайшие месяцы. Оба выразили удовлетворение успешными совместными усилиями по предотвращению опасных инцидентов между военными своих стран.
. Наблюдатели отмечали, что в этих переговорах заинтересован прежде всего Трамп, который не скрывал этого. Неделю назад в интервью телеканалу Fox News президент США заявил, что для него очень важна такая встреча. «Они могут помочь нам с Северной Кореей, Сирией. Нам нужно поговорить об Украине», — заявил Трамп.
Впрочем, фактор давления на Трампа со стороны партнеров по Республиканской партии и оппонентов из стана демократов тоже не списывался со счетов. В конечном итоге такой прессинг мог помешать ему провести полноценные переговоры с глазу на глаз, как это произошло летом в Гамбурге на саммите G20. Тогда это событие стало самым значимым и затмило остальную повестку саммита.
Новости партнеров
На полезность встречи в Дананге указывал и посол России в Вашингтоне Анатолий Антонов. «Дело мира только выиграло бы, если бы два лидера сели и поговорили об актуальных проблемах международной безопасности», – заявил посол.
Как говорил член комитета Совета Федерации по международным делам, бывший начальник управления по внутренней политике администрации президента Олег Морозов, «сейчас мяч на американской стороне». «Мы-то ведь эту встречу не выцарапываем. Но мы к ней готовы, и неоднократно говорили, что есть темы, которые надо обсуждать и нужна заинтересованность американской стороны», — сказал Морозов.
По его словам, «американцы объективно заинтересованы в такой встрече». «По крайней мере три занозы, которые надо обсуждать вместе с Россией, у них сидят. Это Северная Корея, Сирия и Украина. Развязки по этим вопросам были бы американцам не лишними. Это дало бы очки Трампу как президенту, если бы он нашел красивые и всех устраивающие развязки по этим трем проблемам», — предполагал Морозов.
То, что переговоры Путина с Трампом на полях саммита АТЭС более значимы для внутренней жизни Соединенных Штатов, чем для отношений Москвы и Вашингтона, указывал заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев. По его словам, и для России встреча тоже важна, так как позволит продемонстрировать миру, что без нее не решаются важнейшие проблемы. «Это признание того, что мы необходимы и востребованы», — говорил эксперт.
В свою очередь глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев считает, что полномасштабная встреча лидеров России и США не состоялась из-за отсутствия у Трампа стратегии действий по отношению к России и политической самостоятельности в отношениях с Конгрессом. Он пояснил, что говорить на тему вмешательства России в выборы в США «двум людям, которые понимают, что это не так, бессмысленно». «А конструктивное содержание разговора создало бы для Трампа проблемы уже в своей стране, его бы обвинили в том, что он действует по указке Путина», — сказал Косачев РИА «Новости».
А совместное заявление, подчеркнул сенатор, исчерпывающим образом подтверждает приверженность обоих государств суверенитету Сирии и ее политической целостности. Заявление возвращает ситуацию к ранее согласованным решениям Москвы и Вашингтона по Сирии и общему пониманию, как достигнуть политического урегулирования в этой стране в соответствии с резолюцией СБ ООН. «После этой резолюции было очень много шагов со стороны Вашингтона, позволявших усомниться в том, что США следуют духу этой резолюции», — сказал сенатор.