На саммит «Восточного партнерства» президент Белоруссии приедет победителем. Он уже более не объект санкций и изоляции со стороны Запада. И опять же — во многом благодаря связям с Россией
Брюссель пригласил президента Белоруссии Александра Лукашенко на саммит Восточного партнерства 24 ноября. Вопрос: зачем? Два десятка лет его называли «последним диктатором Европы», а тут вдруг — приглашение.
Новости партнеров
Ранее на этот саммит Лукашенко не звали, хотя Белоруссия изначально входит в проект Евросоюза «Восточное партнерство», где также обретаются Азербайджан, Армения, Грузия, Молдавия и Украина.
Мешали санкции. В первый раз ЕС их ввел еще в 1997 году за «нарушения прав человека и нарушения на выборах», которые прошли в конце 1996 года. Это была такая реакция Брюсселя на референдум, по результатам которого полномочия Лукашенко были продлены до 2001 года. Дальше — больше. После нескольких санкционных войн наконец в 2011 году Брюссель запретил въезд в страны ЕС многим высокопоставленным чиновникам и заморозил их банковские счета. Попали в список почти все руководители Белоруссии, включая Лукашенко. Въездным в ЕС фактически остался лишь тогдашний глава МИД Сергей Мартынов. Оно и понятно. Если бы и его внесли в черный список, то, собственно, Брюсселю и говорить было бы не с кем, некого было бы учить уму-разуму.
Впрочем, потом начался постепенный «откат» — санкции стали приостанавливаться. А после освобождения Минском каких-то диссидентов (Евросоюз их знает, каких) и проведения президентских выборов (на которых ожидаемо победил Лукашенко), Брюссель снял большинство санкций против Белоруссии. В частности, был отменен запрет на выдачу виз белорусским чиновникам. Лукашенко стал въездным. И уже успел этим воспользоваться: в мае прошлого года посетил Италию и Ватикан.
По мнению экспертов, Александр Лукашенко, скорее всего, поедет на саммит в Брюсселе. Вот только не растерял ли смысл за последние годы проект ЕС? Вообще, если образно говорить о «Восточном партнерстве», то можно констатировать: пациент скорее мертв, чем жив. Баку и Ереван уже давно ничего хорошего от этой «шарашки» не ждут. Киев и Тбилиси ждут, но не дождутся. Вроде бы Евросоюз поддерживает стремление той же Грузии или Украины вступить в его ряды. Это ему политически выгодно на фоне противостояния с Россией. Но Германия еще во времена, когда главой МИД был Франк-Вальтер Штайнмайер (ныне федеральный президент), категорически и однозначно заявила, что против дальнейшего расширения Евросоюза. А это весомый аргумент. Ведь, как известно, Германия и ЕС — «близнецы-братья». Помните, как у Маяковского?Поэтому не совсем ясно, что будут рассказывать киевские власти своему народу об успешном продвижении в ЕС, скажем, лет через десять. Это уже сейчас-то напоминает некий фарс про осла с морковкой. Или диалог из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»: «Господин барон вас давно ожидает. Он с утра в кабинете работает, заперся и спрашивает: «Томас, — говорит, — не приехал еще господин пастор?» Я говорю: «Нет еще». Он говорит: «Ну и слава богу». Очень вас ждет»…
Но все-таки у попыток сближения ЕС с Минском есть очевидный подтекст, который и является главной целью. Его по-солдатски четко и недвусмысленно сформулировал экс-генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен: диалог с Лукашенко «выгоден Европе», потому что он может ослабить «ось Москва — Минск». Поэтому-то Европа и снизила планку требований к белорусским властям. (Пришлось — ведь Лукашенко за последние 20 лет не очень-то и изменился.) Потому что их конечная цель — не Минск, а Москва.
Однако на Западе почему-то не учитывают тот факт, что Белоруссия с Россией имеют многовековые и разносторонние связи, которые ослабить или разорвать практически невозможно. Причем и в постсоветское время они не ослабли (с 1996 года — Союзное государство), в отличие, скажем, от российско-украинских связей.Впрочем, в Брюсселе прекрасно понимают, что многого они Лукашенко даже пообещать не могут. Минск не планирует вступать в ЕС, не собирается внедрять у себя ни европейские стандарты, ни европейские правила «хорошего тона». А Евросоюз, со своей стороны, не готов серьезно инвестировать в Белоруссию. В общем, как в сказке о журавле и лисе…
Но эти заигрывания Запада с Белоруссией должны насторожить Москву, считают эксперты. По их мнению, на территории Белоруссии столкнулись два геополитических проекта. Один — европейский, под условным названием «Великая Польша». Пока не от моря до моря, но хотя бы с Белоруссией. Польские политики своих планов, кстати, не скрывают. Другой проект — строительство Союзного государства России и Белоруссии. Но этот проект в основном экономический. А поляки замахнулись дальше: они ведут в Белоруссии идеологическую пропаганду — естественно, прозападную и антироссийскую. Кроме того, они еще стараются и «ополячить» часть населения Белоруссии: по официальным данным, в ней уже 100 тысяч человек получили «карту поляка»… И очень может быть, что это только начало. Еще Франсуа Рабле верно подметил: аппетит приходит во время еды.
Новости партнеров
Кстати, такой резкий поворот в политике Брюсселя по отношению к Лукашенко нашел понимание далеко не у всех европейских политиков. Они, в частности, опасаются, что приезд на саммит белорусского «диктатора», как они по старинке называют Лукашенко, затмит лидеров Украины, Грузии и Молдавии, которые действительно хотят присоединиться к ЕС («Украина це Европа»).
И в итоге получается, что на саммит «Восточного партнерства» Лукашенко приедет победителем. Он уже более не объект санкций и изоляции со стороны Запада. И опять же — все это во многом благодаря Москве.