Украинский президент введет режим чрезвычайного положения в стране, чтобы удержаться у власти
Пётр Порошенко готовит введение на Украине чрезвычайного положения в случае непосредственной угрозы своему режиму.
Сегодня, 28 сентября, украинский президент подписал указ, в соответствии с которым был введено в действие решение СНБО Украины от 13 сентября 2017 года «О Концепции реформирования и дальнейшего развития системы управления государством в условиях чрезвычайного положения и в особый период». Разработчиком самой концепции выступило Министерство обороны Украины.
Новости партнеров
Что ждет Украину в случае режима ЧП?
Сам факт выработки подобного рода системы свидетельствует о том, что украинский режим находится в состоянии глубочайшего кризиса ввиду значительного воздействия как со стороны внешних, так и со стороны внутренних факторов. В условиях, когда все эти факторы сойдутся воедино, у Порошенко и его приближенных останется лишь один выход для хоть и кратковременного, но удержания власти – введение режима чрезвычайного положения на всей подконтрольной им территории бывшей Украины.
Отметим, что украинское законодательство в принципе предусматривает применение подобных мер в целом ряде строго оговоренных случаев: возникновения масштабных общегосударственных чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера, попытках захвата государственной власти или насильственного изменения конституционного строя, осуществлении массовых террористических актов, а также возникновении межэтнических и межконфессиональных конфликтов.
Введение режима ЧП предусматривает наделение сотрудников МВД, СБУ и военнослужащих вооруженных сил практически неограниченными полномочиями «при наведении конституционного порядка» и максимальное ограничение прав и свобод обычных граждан, вплоть до ограничения свободы передвижения и неприкосновенности жилища, не говоря уже о запретах на проведение массовых протестных акций, ликвидации оппозиционных партий и неугодных СМИ.
Конечно, многое из вышеперечисленного имеет место на Украине и без установления специальных правовых мер. Однако если Порошенко в определённый момент решится на введение режима ЧП, то сегодняшнее беззаконие покажется просто цветочками.
Возможные сценарии
Стоит сразу сделать оговорку: правовой режим чрезвычайного положения Порошенко введет лишь в том случае, когда непосредственная угроза его личной власти достигнет своей критической точки. События последних двух-трёх недель свидетельствуют о том, что такой сценарий может быть реализован уже в ближайшем будущем.
Новости партнеров
Так, 18 октября этого года истекает срок действия закона об особом статусе Донбасса, в связи с чем возникает угроза новой полномасштабной эскалации в регионе. Возобновление горячей фазы противостояния неизбежно повлечет за собой новые военные потери, а также с большой долей вероятности утрату Киевом контроля над временно оккупированными территориями ДНР и ЛНР. В таком случае введение чрезвычайного положения станет, по сути, единственным выходом для режима Порошенко, позволяющим временно стабилизировать внутреннюю ситуацию и предотвратить смену руководителей киевской хунты.
Другой сценарий, при котором введение режима чрезвычайного положения станет для Порошенко последней соломинкой, за которую ещё можно будет попытаться ухватиться, это раскачка ситуации изнутри его оппонентами, сделавшими ставку на радикальных националистов и майданную оппозицию в лице «Батькивщины», «Самопомощи» и примкнувшего к ним Саакашвили. В случае начала очередной кампании по смене «хозяина» у Порошенко не останется другого выхода, кроме как вводить режим ЧП и, пользуясь этим, пытаться зацепиться за власть. В противном случае, его участь с большой долей вероятности будет куда более печальной, нежели у Виктора Януковича.
Чрезвычайное положение с опозданием на четыре года
В то же время возникает закономерный вопрос: почему на Украине в условиях официально объявленной «российской агрессии» до сих пор не введен режим чрезвычайного и военного положения? Сам факт его отсутствия до настоящего времени дезавуирует все принятые ранее украинскими органами власти заявления и постановления о том, что Украина подверглась внешней военной агрессии. Но апеллировать к такой правовой коллизии в стране, где нарушение конституции и всех основополагающих законов вошло в норму ещё при совершении государственного переворота в феврале 2014 года, совершенно бессмысленно.
Ответ же на заданный вопрос прост: режим чрезвычайного положения имеет строгие рамки и не может продолжаться неограниченный период времени, особенно в тех условиях, когда де-факто внешняя агрессия отсутствует, и никаких боевых действий на подконтрольной киевскому режиму территории не ведется. Именно поэтому война в Донбассе до сих пор хунтой обозначается как «антитеррористическая операция» (АТО). Это, в принципе, подразумевает правовые последствия для её организаторов и участников в связи с незаконным привлечением вооружённых сил. И наступление этих последствий неизбежно, как только Порошенко, Турчинов и вся их команда в лице глав МВД, СБУ, Минобороны и других силовых ведомств будет отстранена от управления страной. Поэтому, нет сомнений в том, что они до последнего будут цепляться за любую возможность как можно дольше удержаться у власти. И самой крайней мерой станет введение на всей территории Украины режима чрезвычайного положения, который на некоторое время позволит им приобрести, по сути, неограниченные полномочия.