Борьба Каталонии за независимость. Интервью мэра Львова Садового о Порошенко. Встреча Порошенко с Трампом… Своим мнение по поводу этих и других событий поделился в эфире радиостанции «Вести ФМ» Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования.
— Доброе утро, Ростислав! Традиционно не сразу к Украине, потому что хватает и других «веселых» событий. Мы договорились с тобой посмотреть немножко на Каталонию с ее многовековой тягой к независимости.
Новости партнеров
— Да, еще с мавританского завоевания. Кстати, по-моему, одно из первых государств, образовавшихся на Пиренейском полуострове после завоевания, – графство Барселонское, нынешняя Каталония. И практически в тех же границах, что и сейчас. Так что неудивительно стремление…
— Слушатели спрашивают: «АТО испанское будет?»
— Я думаю, АТО испанского не будет, но пока они действительно делают все, чтобы разойтись не по-хорошему. У них уже был прошлый референдум, на котором, по-моему, 80 процентов населения проголосовало за независимость. Только они там сделали «финт ушами», объявили его не референдумом. То есть общенациональное настроение населения они знают. Понятно, что они нервничают, потому что население проголосует за независимость.
— Прости, ради бога, но у меня сложилось впечатление, что сам механизм референдума, который там объявлен, очень интересный. Мне это сильно напомнило референдум в Донбассе. Потому что не было государством объявленных избирательных комиссий и всего остального прочего: в Донбассе люди сами сорганизовывались на этот референдум 2014 года, они шли и голосовали. Каталония поставлена в то же самое положение.
— К этому мы еще придем. Потому что они начали силовое давление. Но, в общем-то, еще ни разу механизм силового давления не срабатывал. Англичане до сих пор еще живут с шотландцами только потому, что все шотландские референдумы о независимости они еще и помогали организовывать. И, несмотря на то, что в Шотландии сильные сепаратистские настроения, которые появились там значительно раньше, чем в Каталонии (Каталония еще объединялась со всей Испанией, а Шотландия уже хотела отделиться от Англии), поэтому они до сих пор там живут вместе. Потому что те знают, что в любой момент они сделают ручкой и уйдут. И начинается силовое давление.
Ты знаешь, что всегда любой силе действия равна противоположно направленная сила противодействия. То есть, естественно, всегда сторонников независимости становится больше, а сторонники Центра начинают воспринимать их как предателей. Если 80 процентов населения за независимость (не 50 на 50, как, скажем, было на Украине в последние годы, одни – за Евроинтеграцию, а другие — за Таможенный союз), то, естественно, любое движение в пользу Центра маргинализируется. И понятно, что в таком случае силовое подавление возможно только за счет привлечения, что Мадрид и делает, внешних сил…