На этой неделе в центре внимания экономистов и не только их одних оказалось золото. Речь идет не о каких-то волатильных скачках стоимости желтого металла. Всеобщее внимание привлекла новость из Германии. Немецкий центробанк Bundesbank вернул на родину золотые запасы из Нью-Йорка и Парижа. Причем, опередил график на… три года.
Золото доставили из подвалов Federal Reserve Bank of New York и Banque de France во Франкфурт, где сейчас хранится больше половины золотых запасов Германии, составляющих в общей сложности 3378 тонн. В финансовую столицу ФРГ — Франкфурт привезли 53870 золотых слитков, каждый из которых весит почти 12,4 кг, на общую сумму 23,6 млрд евро. За границу: в Нью-Йорк, Лондон и Париж правительство ФРГ отправило золото в годы холодной войны, когда западные немцы боялись атаки Советского Союза. Тогда в самой Германии остались лишь 2% золотых запасов страны.
Новости партнеров
Первоначально предполагалось, что все 674 тонны золота будут возвращены в Германию из Парижа (374т) и Нью-Йорка (300т) в 2020 году. Началась же репатриация немецкого золота в 2013 г. Немцы собирались вывезти золото за пять лет, но американский центробанк ФРС уговорил их не торопиться и продлить срок до 2020 г.
Немцы далеко не единственные, кто в последние годы озаботились судьбой своего золотого резерва и решили вернуть его домой. Однако именно вокруг немецкого золота, хранившегося за границей, ходит наибольшее число теорий заговоров. Таких теорий, суть большинства которых сводилась к тому, что золото разворовано и используется центробанками других стран, было так много, что вопросом заинтересовался Немецкий федеральный суд аудиторов, который решил в 2012 г. провести ревизию золота.
Подозрения конспирологов усилились после просьбы ФРС растянуть возврат золота до 7 лет, хотя при желании его можно было вывезти за считанные недели или, максимум, месяцы. По мнению сторонников теорий заговоров, просьба американских банкиров свидетельствует о том, что немецкого золота в Форте Ноксе и других американских хранилищах не было и что так много времени понадобилось, чтобы собрать его. Дело в том, что покупка ФРС 300 тонн желтого металла за короткий промежуток времени обязательно подняла бы на него цены, а этого центробанки всех стран и ФРС не исключение не хотят. В пользу этой теории и тот факт, что в 2000 году Bundesbank вернул втрое больше золота – 931 тонну из Лондона без каких бы то ни было задержек.
Представитель Bundesbank, заявил, что все слитки по прибытии во Франкфурт были тщательно проверены сотрудниками банка и что никаких сомнений в том, что это немецкое золото, нет. Конспирологи, конечно, не верят ни этим заявлениям, ни словам министра финансов США Стивена Мнучина, который на днях побывал в Форте Ноксе и после «экскурсии» заявил, что все золото в целости и сохранности на месте. Кстати, последний раз главный финансист Америки посещал главное в Америке хранилище золота 69 лет назад.
Едва ли убедил сторонников теорий заговоров и список всех золотых слитков на 2300 страницах, выпущенный Bundesbank в 2015 году.
И все же не очень понятно, зачем вывозить часть золота, а не все? Речь идет о той же Америке, в которой осталось еще 1236 тонн немецкого золота. Осталось немецкое золото и в Лондоне. Правда, в подвалах Bank of England его намного меньше – 432 т. Очевидно, что конспирологи не успокоятся и будут продолжать утверждать, что американцы «украли» немецкое золото.
Что же касается причин, заставивших правительство ФРГ вернуть часть золота, то здесь все тоже не ясно. В самый разгар кризиса еврозоны евроскептики начали требовать проверить немецкое золото, хранящееся за рубежом. Bundesbank, к слову, обязан пересчитывать золотые запасы каждый год.
Новости партнеров
Не очень понятно и значительное опережение сроков репатриации золота. Возможно, это произошло благодаря все тем же американцам, которые сначала и настояли на переносе сроков на три года. Но нельзя исключать и того, что в Берлине решили создать подушку безопасности в виде золота, которое в случае крайней необходимости можно без проблем перевести в наличные деньги. Возникает вопрос, о какой крайней необходимости может идти речь? Ответов немало. Один из них: в Берлине не верят в то, что проблемы евро и еврозоны остались позади, и считают, что худшее еще впереди.