В Сирии, оказывается, полно Сталинградов.
Первым можно назвать Дэйр-эз-Зор — за стойкую оборону в окружении. Вторым так часто называли Алеппо — за переломный в войне характер его освобождения.
Новости партнеров
А вот теперь возник третий — в районе города Акербат в провинции Хомс. Это уже классический Сталинград в его, так сказать, третьей стадии: окружение вражеской армии без шансов вырваться. И танков Манштейна, рвущихся деблокирокировать попавшую в котёл группировку, в распоряжении у противника нет. Наоборот, есть перспектива получения четвёртого Сталинграда. Причём даже более успешного, нежели было в истории Великой Отечественной войны: тогда не удалось дойти до Ростова-на-Дону и окружить всю группу армий «Юг», а в Сирии, при всей, конечно, несравнимости масштабов сражения, намечается соединение правительственных сил севернее Сухны. С образованием совсем уж эпического котла.
Чувствуется российская военная школа
Пока все ждали, что после хорошего продвижения с севера и с запада от Дэйр-эз-Зора и освобождения Сухны какая-то из группировок — или обе — двинутся снимать блокаду с этого героического города, силы правительственных войск решили повременить с этим. Зато ударили в другом месте — западнее. Причина проста: Дэйр-эз-Зор держался при куда более худших обстоятельствах, а сейчас запрещённый в России ИГИЛ — уже не тот, что даже год назад. Зубы у него, бесспорно, ещё есть, а вот силы сжимать их — не те. Террористическая клика перешла к стратегической обороне. Но поскольку сирийская армия — всё же не русская, то «слоника» решили разделывать по частям.
При поддержке российских ВКС в составе боевых вертолётов Ка-52 правительственные войска в лице одного из самых боевых и обученных подразделений «Силы Тигра» двинулись вперёд. Но атака больше демонстрировалась, нежели производилась. Неожиданностью для террористов стал ключевой момент боевой операции: высадка десанта правительственных войск у них в тылу.
Как отмечают военные эксперты, это первый за всю войну подобный случай. И в нём тоже видна российская военная школа, хотя сама операция была проведена под руководством одного из наиболее эффективных сирийских командиров генерала Сухель аль-Хасана. Но в скобках отметим: потому и эффективных, что внимательно прислушивается к мнению русских военных советников — и вообще является типом сирийских командиров, выкованных этой войной. В отличие от прежних, которые считали себя специалистами военного дела выше русских, одновременно не мысля своей службы без послеобеденного отдыха.
Десантники высадились в 20 км от линии фронта и далее, пройдя по высохшему руслу реки, захватили господствующую высоту и начали штурм населённого пункта Аль-Кдер.
Кстати, генерал Сухель аль-Хасан находился вместе со своими спецназовцами, в их рядах. В итоге — сирийские бойцы уничтожили штаб боевиков, подбили два танка и три бронемашины и далее удерживали свои позиции до подхода основных сил утром 12 августа. А те, соответственно, продвигались бодро и без особых потерь, поскольку «бармалеи» комбинированного удара выдержать не смогли. Как сообщают, со стороны сирийских войск потерь просто не было.
Новости партнеров
В итоге под контроль сирийцев перешли три населённых пункта, два нефтяных месторождения, а главное — территория с дорогами, по которой теперь не суждено отойти боевикам террористов.
Так было создано малое кольцо окружения вокруг группировки ИГИЛ в центральной Сирии.
Параллельно развивалось наступление к северу от недавно освобождённой Сухны. Там тоже две группировки правительственных войск продвигаются навстречу друг другу, и ожиается, что сомкнут ещё одно кольцо окружения буквально в течение считанных дней. Если не сегодня-завтра.
Стратегическое положение
Таким образом, получается, что весьма сильная группировка ИГИЛ вокруг города Акербат, которую не могли сковырнуть два года, теряет пути снабжения, прежде всего, оружием и боеприпасами и замыкается в довольно неуютный котёл в пустынной, в общем, местности. Опора у неё остаётся одна — на собственно Акербат, но уже понятно, что его падение — вопрос не очень длительного времени. Тем более что правительственные войска оказываются в тылу у «халифатчиков», где у тех, кроме блок-постов, ничего и нет.
Разумеется, шапками никто их закидать не тщится: у всех перед глазами город Сухна, хоть и освобождённый от террористов, но не освобождённый полностью от атак их мелких групп из засад. В этом, к сожалению, сила ИГ, что это не армия в нормальном смысле слова, а сетевая структура из вооружённых боевых ячеек, хорошо мотивированных и готовых продолжать сопротивление даже после разгрома центральных штабов и структур. Кроме того, необходимо признать, что они имеют определённую поддержку населения — как сунниты суннитов.
Впрочем, источники в Сирии утверждают, что и эта сила сегодня меняет вектор. Восток, хоть дело и тёмное, но всё же почти непреложно следует правилу «держись сильного». Историки считают, что если бы не террористическая в сущности, не геноцидная — хотя тогда таких понятий не употребляли — политика европейских крестоносцев, то Ближний Восток вполне мог сегодня быть Ближним Западом. Но сложилось, как сложилось, и сегодня на этом многострадальном Востоке люди тянутся за силой. Пока сирийская армия уступала и отступала, местные племена скопом переходили под знамёна «халифата». Сегодня, когда вектор силы сменился на противоположный, соответственно меняются и вектора в сознании вождей бедуинов.
Что дальше?
Новости партнеров
Пока «Тигры» развивают успех и наступают в направлении кантона Бахиран. Поддержку с воздуха им оказывают «Аллигаторы» — вертолёты Ка-52. Оборона же ИГИЛ, кажется, разваливается на ходу. Продвижение, как сообщают источники, тоже ведётся в лучших традициях советской армии образца примерно 1944 — 1945 годов. То есть наступление — благо, пустыня позволяет — развивается не по дорогам, где стоят укреплённые блок-посты ИГ, а вдоль них. Их будут ликвидировать позже, а пока необходимо замкнуть второе кольцо окружения. И тогда и без того самый большой в нынешней сирийской войне котёл станет самым большим двойным котлом.
А там, глядишь, с опытом, — и во вкус войдут проваривания террористов в подобных предметах кухонной утвари.