Некоторое время назад президент России Владимир Путин и вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин обсуждали развитие отечественного гражданского авиастроения. Интересен тот факт, что политики решили возродить некоторые проекты СССР и хотят выделить на строительство воздушных судов 109,3 миллиарда рублей. О том, почему российские власти решили возродить строительство советских самолетов, рассказал Московский центр Карнеги.
В ходе обсуждения темы развития гражданского авиастроения РФ, Рогозин и Путин пришли к понимаю, что в России не хватает собственных дальнемагистральных воздушных судов, так как современный авиарынок состоит на 80% из летательных аппаратов компании Airbus и Boening. В связи с этим вице-премьер предложил программу льготного кредитования, субсидирования, строительства и продвижения российской продукции. В частности, Рогозин считает правильным возродить конструирование лайнеров Ил-114, Ил-96-400, Ил-96-400М, а также продолжать сборку МС-21.
Новости партнеров
Особое внимание Рогозин уделяет Ил-96-400М, который является модернизированной, удлиненной версией Ил-96-300. При проектировании воздушного судна инженеры заложили отличные характеристики. Так, улучшенный лайнер может вмещать в себя 400 пассажиров и преодолевать расстояние в 9000 километров. Ранее концерн «Ильюшина» построил четыре таких самолета для компании «Пилот». Однако авиаперевозчик разорился, и два лайнера было отдано силовым ведомствам РФ, а судьба еще двух остается неизвестной. Согласно некоторым данным, из грузопассажирских самолетов хотели сделать топливозаправщики.
Интересен тот факт, что инициативу Рогозина не поддерживает Минпромторг. Аналитики ведомства считают, что самолеты не выгодны с экономической точки зрения и не смогут окупиться на внутреннем рынке. Поэтому если и рассчитывать на прибыль, то лишь выдерживая международную конкуренцию. Тем не менее, еще в прошлом году стало известно, что оба проекта Ил-114 и Ил-96-400М получат необходимое финансирование, и государство выделит 50 миллиардов рублей. Однако сейчас сумма субсидирования значительно выросла. На «114-й» пойдет 55,9 миллиардов рублей, а на «96-й» 53, 4 миллиарда.
Производство Ил-96-400 оставили в Воронеже, запустить его должны в конце 2019 года. Мощности завода могут потянуть два самолета в год. Региональный Ил-114 определили на площадку РСК «МиГ» в подмосковных Луховицах. В 2019 году там должны собрать первые Ил-114 – из оставшихся ташкентских комплектов.
Отвечая на вопрос «зачем России невыгодные самолеты?», Рогозин заявил, что «позорно в стране с таким количеством часовых поясов летать на иностранных бортах». Вице-премьер уверен, что отечественные воздушные судна не хуже тех, что строятся во Франции или США.
Однако Московский центр Карнеги видит другие версии, согласно которым в РФ начали возрождать строительство советских самолетов. Первая – патриотическая, согласно которой российские власти стремятся вытеснить со своего рынка иностранных конкурентов. В частности, все те же самолеты Boeing и Airbus. Вторая – конспирологическая, которая говорит о том, что промышленные авиапредприятия РФ (подконтрольные государству) стремятся реализовать свой потенциал и перспективные проекты. А потому, они нещадно борются между собой за государственное финансирование.
Аналитики Центра считают, что на пути возрождения проектов могут возникнуть некоторые проблемы. Например, необходимо будет поставить эти самолеты на внутренний рынок и нужно, чтобы воздушные суда были конкурентоспособны. Также могут быть сложности с определением маршрутов. Однако все трудности решаемы и уже сейчас известно, что на авиарынке есть спрос на 50 новых самолетов, а значит новинки авиапрома могут пригодиться.