Наступательные возможности кибервойск в США развиваются давно. Так же давно не является секретом, что вирус Stuxnet, атаковавший ядерные объекты Ирана, был совместным продуктом спецслужб США и Израиля. Новые, более изощрённые вирусы выращиваются в специальных лабораториях Агентства национальной безопасности (АНБ), на базе которого действует киберкомандование США и ЦРУ.
Однако главной целью кибервойны являются не сети и командные пункты коммуникаций противника, а его мозг. Исследования, посвящённые различным аспектам деятельности мозга, проводятся много лет и представляют особый интерес для военно-промышленного комплекса США. Такие проекты относятся к нейробиологии и смежным наукам — нейрофармакологии, нейромедицине, когнитивной нейробиологии, нейротоксикологии, нейромикробиологии и т. п.
Новости партнеров
Имплантанты, сенсоры, чипы, генетические изменения, подключение к Интернету и манипуляция мыслями и действиями через человеко-машинные интерфейсы – всё это уже реальность, а не только перспективные проекты ближайшего будущего.
В целом нейротехнологии интересны возможностями увеличения эффекта психологических операций как «множителя силы» в политической и военной тактике. Такая тенденция фиксируется, начиная с генерального плана PSYOP Министерства обороны США 1985 года, впоследствии она была ускорена конфликтами в Ираке, Афганистане, Ливии и Сирии.
В Пентагоне нейробиологическими исследованиями занимается группа по многоуровневой оценке (Strategic Multilayer Assessment Group) Объединённого комитета начальников штабов. Ведут аналогичные программы и выделяют гранты также Центр исследований по нейротехнологии Потомакского института, Управление военно-морских исследований, Sandia Corporation (в структуре Lockheed Martin), Министерство энергетики США.
Успехи, судя по официальным источникам, довольно впечатляющие. Так, исследователи из DCS Corp и Лаборатории армейских исследований США подавали наборы данных о мозговых волнах человека в нейронную сеть – тип искусственного интеллекта, который научился распознавать, когда человек принимает решение об атаке на цель. Статья об этом исследовании была представлена на ежегодной конференции Intelligent User Interface на Кипре в марте 2017 г. «Мы знаем, что в мозгу есть сигналы, которые появляются, когда вы воспринимаете нечто существенное», – говорит Мэтью Джасва, один из авторов статьи. Эти сигналы назвали волнами P300, всплесками электрической активности, которые париетальная доля головного мозга выпускает в ответ на раздражители. Обнаруженные в 1960-х годах волны P300 – это в основном реакция мозга на задачу, требующую быстрого решения. Целью является создание нейронной сети, которая может реагировать мгновенно, непрерывно и в реальном времени, наблюдая за мозговой волной и движением глаз высококвалифицированных солдат, выполняющих свою работу.
Исследование не означает, что роботы теперь могут обойти людей, но искусственная нейронная сеть могла бы действовать намного быстрее человека. И это всего лишь одна из возможных областей применения.
Так или иначе, возможная передача функций машине связана с разработкой искусственного интеллекта. На основе опытов лаборатории DeepMind компании Google недавно было показано, что искусственный интеллект (ИИ) может победить лучшего игрока в мире в игре го, которая считается экспоненциально сложнее шахмат.
Принятие решения в отношении поражения цели, разработка различных комбинаций для оперативного применения, поиск уязвимостей систем противника – это лишь некоторые из возможных применений ИИ Вооружёнными силами США. Эти исследования являлись частью многолетней, многопрофильной программы «Познавательный и нейроэргономический совместный технологический альянс» (CaN CTA).
Новости партнеров
Данный альянс был создан в мае 2010 года и объединяет исследователей мирового класса, включая наиболее ярких учёных из исследовательских лабораторий армии США, работающих в области нейробиологии. В альянс входят ряд университетов – Колумбийский, Пенсильванский, Мичиганский, Сан-Диего, Мэрилэнд, Джона Хопкинса, Карнеги, а также ряд промышленных корпораций. Все они работают на нужды армии США.
По мнению американских учёных, связанных с силовыми структурами США, существует четыре интерактивные области нейробиологии, которые важны в сфере безопасности:
1. Нано-нейронаука. Наноматериалы и устройства могут быть спроектированы для изменения нейронных сетей, вызывать изменения свойств нервной системы от периферии к мозгу и влиять на чувствительность к внутренним и/или внешним раздражителям. Нано-нейротехнологии поэтому можно использовать для изменения когнитивных, эмоциональных и/или поведенческих функций и таким образом влиять на умственную и двигательную способность, настроения; эти технологии могут также вызывать инвалидность. Данные технологии могут применяться для изменения функций разведки и служб безопасности, могут использоваться в боевых операциях, а также как формы биологически-технологического терроризма и средства массового подчинения (means of mass subjugation);
2. Продвинутая нейрофармакология. Речь идёт об улучшении работы нейронов (и/или их деградации), достигаемом посредством применения психонейрофармацевтических препаратов. Эти препараты можно вводить через наноносители, обеспечивающие расширенный доступ к центральной нервной системе способами, которые максимизируют биологический и психосоциальный эффект, но могут ускользать от обнаружения. Аналогичным образом фармацевтические препараты могут быть связаны с технологиями стимуляции мозга при модификации когнитивных, двигательных, эмоциональных и/или поведенческих процессов;
3. Нейрообразные и нейроманипулирующие устройства. Это разработки, дающие возможность визуализировать различные когнитивно-эмоциональные и поведенческие функции. При идентификации этих неврологических осей можно обеспечить средства «обнаружения» и/или «раскрытия» психических состояний. В настоящее время предпринимаются усилия, которые больше фокусируются на измерении активности мозга, в попытке определить «что», если не «почему», влияет на когнитивные и эмоциональные процессы (такие как обман, намерение, агрессия и т. д.). Это привело к гипотетическим сценариям «чтения сознания» и вызвало серьезные дебаты о действенности, ценности и этических последствиях таких устройств и методов;
4. Нейроинформатика и кибернейросистемы. Это связывание быстрого продвижения вычислительных возможностей с нейротехнологией имеет три основных направления. Во-первых, использование вычислительных систем для совершенствования когнитивных процессов (то есть человеко-компьютерных интерфейсов); во-вторых, реверсивные инженерные когнитивные механизмы по созданию вычислительных технологий и систем для конструирования эффективного машинного интеллекта; в-третьих, сбор информационных данных о нейронных структурах.
Все эти направления имеют несколько задач, но в итоге могут применяться для достижения одной цели – перекодирования сознания потенциального противника. Иными словами, военно-политическое сообщество США с помощью социальных сетей, спецпрограмм и других типов нейрооружия пытается понять, как делать из людей послушных, управляемых зомби.