Главком ВКС Виктор Бондарев объявил о развитии в России программ военных конвертопланов по всем направлениям. Действительно наши конвертопланы уже можно увидеть на МАКСе, но это пока еще не боевые, вполне «безобидные» модели. У США на разработку для нужд Пентагона серийных образцов конвертопланов ушли десятилетия. Зато в производстве боевых беспилотников успехи России уже очевидны.
В России «по всем направлениям» ведется создание военных конвертопланов и тяжелых беспилотников: малых, средних и больших, рассказал в субботу главком Воздушно-космических сил (ВКС) генерал-полковник Виктор Бондарев. По его словам, в будущем беспилотники (БПЛА) начнут встраиваться в единую систему управления и действовать «стаей». Создание соответствующей сетецентрической системы поможет ощутимо снизить цену на подготовку операторов беспилотников.
Новости партнеров
«Беспилотная тематика развивается. Как бы там ни было, обучить летчика дороже, чем поставить на самолет хороший автопилот. Если уже сейчас оператор может управлять одним-двумя беспилотниками, то со временем, с развитием наземной составляющей он сможет управлять пятью, а то и десятью аппаратами, поэтому это будет еще дешевле», — сказал генерал-полковник.
Одним из главных направлений госпрограммы вооружений на 2018-2025 годы Минобороны сделало разработку и поставку на вооружение разведывательно-ударных беспилотников.
Как известно, особенность конвертопланов в винтовых движителях, которые на взлете и при посадке работают как подъемные, а в горизонтальном полете – как тянущие. То есть получился своеобразный гибрид самолета и вертолета. Конвертоплан обладает возможностью вертикального взлета и посадки и способностью перевозить пассажиров и грузы на дальние расстояния с большей, чем у вертолета, скоростью. Самые мощные конвертопланы планируется оснащать гибридными силовыми установками, позволяющими достичь скорости до 500 километров в час.
Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко указал на то, что по конвертопланам работы только начинаются, зато по беспилотной технике прогресс более очевиден и «идет практически по всем направлениям в эксплуатации: в боевом применении существующего парка беспилотников, создании ударных версий».
Единственным мировым лидером в создании конвертопланов, подчеркивает эксперт, стали США, где серийно производится модель Bell V-22 Osprey. А, к примеру, у Израиля, который зарекомендовал себя одним из лидеров в производстве беспилотников, подобных разработок нет.
«Все партнеры США могут закупать конвертопланы американского производства. Американцы вбухали десятилетия в разработки, прежде чем начать его серийное производство и эксплуатацию. А когда боевые конвертопланы появятся в России, мы не знаем. Это только начало работ с непонятными пока что перспективами во что это выльется. Говорить сегодня об этом в каком-то практическом аспекте еще рано», — пояснил Коротченко.
В то же время эксперт выразил уверенность, что развитие БПЛА не означает сокращение количества военных летчиков. «Пилотируемая боевая авиация будет выполнять свои задачи, а беспилотники – свои. На протяжении как минимум 50 лет никаких изменений не произойдет. Одно будет дополняться другим и наоборот», — подытожил Коротченко.
Новости партнеров
В России о создании конвертопланов всерьез заговорили в 2015 году. Разработки включают три этапа. На первом создается демонстрационная машина в классе чуть более 300 килограммов. Параллельно ведутся работы над машиной более тяжелого класса – до двух тонн. После успешного завершения этих двух этапов создается полноценный конвертоплан. Но пока все это небольшие модели, которые в сравении с американским Bell V-22 Osprey напоминают игрушечные.
В первую очередь, как говорят военные, конвертопланы в будущем планируется использовать в интересах Сухопутных войск в качестве ударного средства и для доставки десанта, средств снабжения. В интересах ВМФ конвертопланы будут размещаться и на боевых кораблях. В гражданских целях эти летательные аппараты тоже будут востребованы. Новинками интересуются компании нефтегазового сектора и различные ведомства. Беспилотный конвертоплан может использоваться для мониторинга и охраны окружающей среды в местах, где нет взлетно-посадочной полосы.
Ранее стало известно о планах «Ростеха» представить модернизированный военный беспилотник-конвертоплан RHV-30. Его модель можно увидеть воочию на проходящем в подмосковном Жуковском 13-м международном авиакосмическом салоне МАКС-2017, который продлится до 23 июля.
На этой неделе в холдинге «Вертолеты России» сообщали, что новый конвертоплан VRT300 выйдет в серийное производство уже в следующем году. Полноразмерный макет впервые представлен в том же Жуковском. Беспилотник выполнен по соосной схеме. Максимальная взлетная масса аппарата составляет 300 кг. В качестве силовой установки использован дизельный двигатель. По информации разработчиков, дрон может летать по 5 часов на скоростях до 180 км/ч. Радиус составляет 100–150 км.
Беспилотник способен нести до 70 кг полезной нагрузки. В ее состав, в частности, входит оптикоэлектронная система наблюдения на гиростабилизированном подвесе. Также дрон может нести дополнительное целевое оборудование в контейнере под фюзеляжем. Такая «игрушка» может использоваться для агностики воздушных линий электропередачи, картографирования.
Этими разработками занимается входящее в холдинг инновационное конструкторское бюро «ВР-технологии». Впервые проект представили на МАКС-2015. Он реализуется в рамках программы «Скорость» в сотрудничестве с компанией «Аэроб» – резидентом космического кластера «Сколково».
Сейчас конвертоплан испытывают в различных режимах полета, с элементами полезной нагрузки и в различных погодных условиях. О его первом полете сообщалось в феврале прошлого года.
Осенью 2015 года сообщалось о планах начать до конца года испытания беспилотника-конвертоплана «Гранат-5» компании «Ижмаш-Беспилотные системы» для спецподразделений ВМФ. «Гранат-5» планировалось предложить к поставкам в войска в середине прошлого года. О реализации этих планов в последствии не сообщалось.
Новости партнеров
Однако в апреле прошлого года государственный НИИ прикладных проблем приступил к испытаниям беспилотного конвертоплана «Конверт-8» для разведки местности с возможностью забрасывания малогабаритных технических средств в труднодоступные места. Максимальная взлетная масса составит 8 килограммов. Разработчиками использована схема с тандемным крылом, что обеспечивает большую грузоподъемность, и четырьмя поворотными винтами с электродвигателями. Размах крыла аппарата – 1,6 метра. При продолжительности полета в один час аппарат может нести до 1,2 килограмма полезной нагрузки.