Сенсация под название «Малороссия» прожила недолго: не найдя поддержки в соседней ЛНР, в официальной Москве и среди интернет-сообщества новорождённое государство покатилась под откос и к вечеру затихло. Однако стоит ли столь поспешно списывать со счётов едва рождённую Малороссию?
18 июля 2017 года в Донецке произошло событие, произведшее эффект разорвавшейся бомбы: лидер ДНР Александр Захарченко объявил о переформатировании Донецкой Народной Республики в государство Малороссия, которая провозглашалось правопреемницей Украины, что существовала на политической карте мира вплоть до государственного переворота февраля 2014 года.
Новости партнеров
Провозглашение нового государственного образования стало неожиданным для большинства наблюдателей не по причине смены названия (хоть и вызвавшего некоторое недоумение). Но потому, что в политической риторике непризнанной республики впервые речь зашла не о вхождении мятежных территорий в состав Российской Федерации (о чем заявлялось на донбасском референдуме в 2014 году и много раз после того), но о претензиях на всю территорию Украины. Это то, что называется «разворот на 180 градусов». В конституционном акте создания нового государства дословно говорится следующее: «Мы исходим из того, что Донецкая Народная Республика (наряду с Луганской Народной Республикой) остаются единственными территориями бывшей «Украины» (не считая Крыма), на которых сохранилась законная власть». И далее следуют пояснения, почему именно ДНР является легитимным наследником независимой Украины образца 1991-2014 годов: «В Киеве в феврале 2014 года произошёл антиконституционный вооружённый переворот; Донецк не признал этот переворот и его «правовые» последствия; в условиях фактического безвластия на территории Донецкой области был проведён референдум — самая демократичная форма волеизъявления граждан, — на основании которого путём всенародных выборов была избрана легитимная власть; исполняющий обязанности президента Турчинов был назначен Верховной Радой в нарушение Конституции; выборы Порошенко и самой Верховной Рады в 2014 году были нелегитимными, поскольку, помимо массовых нарушений и политического террора (избиение кандидатов, запугивание избирателей), в этих выборах не участвовали несколько миллионов избирателей (Крым, Донбасс), участие которых декларировалось ЦИК в Киеве». Следовательно, Донецкая Народная Республика «считает себя вправе инициировать переучреждение того государства, которое ранее называлось Украина».
Подобные радикальные шаги вряд ли были предприняты без консультаций с Москвой, тем более, что в ближайшем окружении главы главы ДНР находятся советники и политтехнологи из того же пула специалистов, которые громче всех возмущались «внезапным» провозглашением Малороссии (судя по продуманности и детализированности «конституционного акта», это не так). Если идёт спектакль, то он рассчитан на зрителей, и шум зрительного зала не заставил себя долго ждать — гневной и панической реакцией Берлина, Парижа, Вашингтона. Только малоталантливый блогер Порошенко в паузах между грузинскими тостами накалякал в твиттере что-то для храбрости. И на фоне всеобщего и поспешного осуждения — от иностранных столиц до фейсбучных властителей дум — издевательски прозвучал негромкий комментарий пресс-секретаря Прездента РФ Дмитрия Пескова: мол, интересная инициатива, нуждается в осмыслении, будем думать…
Что осмыслять, над чем думать? Над тем, что вызвало шквал эмоций. Возможностью изменения конфигурации российской политики на украинском направлении. В случае тупого упрямства «наших западных партнёров» в руках России появляется альтернативный центр не только силы, но и легитимности. Опираясь на решение Дорогомиловского суда города Москвы, ранее своим решениям установившего факт государственного переворота на Украине, имея поддержку юридически остающегося легитимным президента В. Януковича, а также наличие на своей территории многих представителей украинской политической элиты, Кремль теоретически может начать активно сотрудничать с Малороссией как альтернативой зарвавшемуся Киеву, пойти на частичное признание нового государства (как правопреемника домайданной Украины) и закрутить новый тур политического вальса с «западными партнёрами».
И в таком случае галантный вальс легко обратить в половецкие пляски: существует ли «минский формат» в условиях, когда документ формально был подписан представителями другого государственного образования? возможен ли разрыв дипломатических отношений со ставшим нелегитимным в глазах Кремля киевским режимом? станет ли провозглашённая Малороссия плацдармом для освобождения всей Украины и каким образом это может произойти? Во всяком случае, задачи реорганизации и переформатирования всей Украины в упомянутом конституционном акте предусмотрительно прописаны: «Донецкая Народная Республика призывает представителей региональных элит и гражданского общества регионов бывшей «Украины» объединиться для того, чтобы остановить наступающие в стране хаос и гражданскую «войну всех против всех», а также последующий процесс распада страны. ДНР готова взять на себя координирующую роль и обеспечить безопасность всех участников нового конституционного процесса силами своей армии и правоохранительных органов». Провозглашение Малороссии это толстый намёк на то, что «можно и канделябром».
В таком контексте и само название «Малороссия» (вместо привычного «Новороссия») становится более понятным — речь идёт о дореволюционном названии территории Центральной Украины, а «малороссами» традиционно называли украинцев до появления государственных образований УНР и УССР. Следовательно, впервые говорится не только о русскоязычных областях Юга и Востока Украины (исторической Новороссии), но и центральных областях страны, включая Киев. То есть, заявленная юрисдикция Малороссии простирается практически на всю территорию нынешней Украины.
Соответственно, провозглашаются и основы возрождения легитимной государственности, которые должны найти широкий отклик среди граждан Украины. «Малороссия — федеративное государство с широкой автономией регионов. В ведении центральных органов власти должны оставаться вопросы федерального бюджета (формируется за счёт отчисления установленного процента от каждого региона), армия и спецслужбы, таможня и Центробанк, налоговая политика и экология…» Далее излагаются базовые принципы: нейтральный военный статус, равноправие религий, восстановление кооперационных связей с Россией, сотрудничество с ЕврАЗЭс, восстановление промышленности, деолигархизация, денацификация, отказ от долгов майданной власти, запрет на продажу земли».
Большое внимание уделяется сохранению растоптанных на нынешней Украине социальных завоеваний — от бесплатной медицины до запрета на повышение пенсионного возраста, от качественного образования до возрождения празднования Дня Победы. В случае начала пропагандистской конкуренции с политической программой государства Малороссия майданные горе-реформаторы скоро будут чувствовать себя весьма дискомфортно. Но будет ли гипотетическая Малороссия поддержана конкретными шагами, а не останется лишь в качестве жёсткого троллинга действующего киевского режима, покажет время. Это как раз тот случай, когда развитие событий (или их отсутствие) не заставит себя долго ждать.