Разведывательное управление Министерства обороны США (РУМО) опубликовало экспертную оценку российского военного потенциала. Событие весьма примечательное, пожалуй, даже знаковое. Данная практика существовала в годы холодной войны. После чего прекратилась в связи со стремительной деградацией отечественных вооруженных сил, чему способствовали как внутренние, так и внешние причины. И вот теперь всё вернулось на круги своя. Избалованная относительно легкими победами над противниками, которые не в состоянии дать полноценный ответ «империи добра», американская армия вынуждена проводить внутреннюю ревизию, соотнося свои возможности с потенциалом армии российской. Комментируя доклад, американский журнал The National Interest, предварил статью красноречивым заголовком: «Насколько опасна российская армия?»
«Российские вооруженные силы базируются на военной доктрине, организационно-штатной структуре и потенциале бывшего Советского Союза и по-прежнему используют многие довольно старые образцы советской боевой техники. Однако русские придали современный характер своей военной стратегии, доктрине и тактике, включив туда положения о применении асимметричного оружия типа киберсистем и опосредованных действий, какие мы наблюдаем на Украине», — говорится в докладе РУМО.
Новости партнеров
Надо сказать, что по части организационно-штатной структуры, которая якобы повторяет советскую, авторы доклада изрядно отклонились от истинного положения вещей. В действительности Российская армия все больше и больше приближается к профессиональной на всех ее этажах. Поскольку постоянно возрастает процент контрактников в рядовом и сержантском составах.
Что же касается боевой техники, то процент «старых образцов» также стремительно снижается. Сейчас в армии эксплуатируется 58% новейшей военной техники, созданной не более 10 лет назад. К концу года ее количество возрастет до 62%. Ожидается, что к 2025 году этот показатель достигнет 85−90%.
Но тут следует учитывать то обстоятельство, что, например, стрелковое оружие относится к крайне консервативной области вооружений и повсеместно, в том числе и в США, эксплуатируется долгие даже не годы, а десятилетия.
Вместе с тем доклад РУМО отдает должное некоторым новейшим российским разработкам. «Зачет», например, проставлен российской орбитальной группировке двойного назначения. Она уступает по размеру спутниковым системам США и КНР, но по качеству лидирует. «Россия располагает самыми совершенными на сегодня спутниковыми системами, позволяющими получать земные изображения высокой четкости», — говорится в докладе.
В то же время доклад РУМО относит на будущее момент, когда американцам придется считаться с окрепшей и ставшей по-настоящему современной российской армией. «США необходимо предвидеть это и не просто реагировать на действия России, а научиться предотвращать потенциальные конфликты», — рекомендуют Пентагону эксперты РУМО. Однако такой момент, думается, уже наступил, поскольку военная техника России не уступает американской, а в целом ряде позиций и значительно опережает. И не только, как было сказано, в сфере спутников военного назначения.
Так, например, в докладе говорится о том, что Россия производит отчаянные попытки ликвидировать отставание в части высокоточного оружия. В реальности же ситуация иная.
Ракета «воздух-поверхность» Х-101 имеет дальность в 5500 км. Используется на вооружении стратегических ракетоносцев. Максимальное отклонение от цели — 5−6 метров. При весе БЧ, равном 410 килограммам, такой погрешностью вполне можно пренебречь. Модификация Х-102 оснащена ядерной боеголовкой мощностью 450 кт.
Новости партнеров
Высокая вероятность прорыва ПРО противника обеспечивается целым рядом решений, среди которых низкая заметность (ЭПР = 0,01 кв.м.) и изменяемый профиль полета на высотах от 30 м до 10 км.
Х-101 имеет громадный отрыв по боевым возможностям от самой совершенной натовской дальней ракеты — американской AGM-86D. Конкурентка разве что посолиднее в части веса БЧ- 540 кг против 410 кг. И отклонение от цели у нее не 5 метров, а 3 метра, но это не имеет никакого практического значения. Дальность у AGM-86D всего лишь 1200 км. И ЭПР (радиолокационная заметность) в 10 раз хуже — 0,1 кв.м. против 0,01 кв.м. у Х-101.
Ракета «воздух-воздух» Р-37М предназначена для вооружения перехватчика МиГ-31БМ, а также Су-35 и перспективного Т-50. Имеет дальность на 120 км большую, чем ее ближайшая американская конкурентка AIM-120D, — 300 км против 180 км. Вес БЧ «американки» — 20,5 кг. На финальном участке она развивает скорость в 4 М. Максимальная финишная скорость Р-37Р — 5 М. При этом вес БЧ в 3 раза больше — 60 кг. Способна уничтожать цели, маневрирующие с ускорением 10 g, и на высотах до 25 км.
Однако на подходе еще более грозная ракета — КС-172, разрабатываемая в екатеринбургском КБ «Новатор». Она должна подоспеть к принятию на вооружение перспективного истребителя пятого поколения Т-50. То есть совсем скоро. Ее дальность составляет 400 км. Максимальная высота перехватываемой цели — 30 км, перегрузка маневрирования целей — 12g.
Х-35УЭ — это последняя модификация противокорабельной ракеты Х-35, принятой на вооружение ВМФ РФ в далеком уже 2003 году. Модификация более чем на 10 лет моложе базового варианта. Но при этом по части ее ТТХ совершен громадный рывок вперед.
Благодаря новой топливной системе и улучшенным характеристикам двигателя удалось вдвое увеличить дальность полета. Теперь она достигает 260 км вместо 130 км. И это при той же самой скорости полета, равной 0,8−0,85 М.
У Х-35УЭ существенно повысилась способность прорыва противоракетной обороны противника. ГСН захватывает цель на расстоянии в 50 км, при этом полет ракеты снижается с 10−15 м до 3−4 м в зависимости от волнения моря. В результате целого набора приемов по снижению заметности ракеты и дезориентации РЛС противника она обладает вдвое большей вероятностью прорыва корабельной ПРО по сравнению с лучшей американской ракетой данного класса «Гарпун». В среднем один из 8 «Гарпунов» способен долететь до цели, российская ракета — одна из 4. При этом «Гарпун» имеет примерно такую же дальность, но в полтора раза более тяжелую боевую часть.
А вот аналога ПКР «Оникс» у ВМС США нет, поскольку все американские противокорабельные ракеты дозвуковые. «Оникс» же развивает скорость в 2,6 М. В зависимости от траектории полета дальность ракеты лежит в диапазоне от 120 км до 500 км. Крупные цели атакуются за счет массированного удара, при этом ракеты обладают «роевым интеллектом» — в полете распределяют между собой цели, атакуют с разных направлений, перераспределяют между собой задачи сбитых системой ПРО корабля ракет.
Новости партнеров
Правда, американцы пытались создать сверхзвуковую ПКР, аналогичную российскому «Граниту» (советская ПКР, уступающая по возможностям «Ониксу»), в рамках проекта дальней ракеты LRASM. Однако у них получился лишь дозвуковой вариант, который поступит на вооружение через два года. От сверхзвуковой модификации конструкторы отказались из-за «повышенных технологических рисков». Тем не менее, дозвуковая ракета имеет прекрасную дальность в 800 км. Но, разумеется, в случае высотного профиля полета.
И, наконец, о ПКР «Циркон», которая должна быть принята на вооружение в этом десятилетии. Это гиперзвуковая ракета, имеющая скорость 6М-8М. Ни одна из существующих систем ПРО, как впрочем, и перспективные системы, не в состоянии перехватить «Циркон». Ракета проходит заключительный этап испытаний. ВПК США только собирается подступиться к решению задачи по созданию реального гиперзвукового вооружения.
Семейство крылатых ракет «Калибр» предназначено для базирования как на надводных кораблях, так и на подводных лодках, самолетах и береговых ракетных комплексах. И в этом отношении они аналогичны американским ракетам «Томагавк». Различные модификации ракет служат для нанесения ударов по надводным кораблям, подводным лодкам и наземным целям. (Правда, противокорабельной модификации «Томагавка» сейчас не существует, она была снята с вооружения).
Известны характеристики лишь экспортных модификаций ракет «Калибр». Эксперты, проанализировав как высказывания военных различного ранга и представителей ОПК, а также результаты ракетных ударов по позициям сирийских боевиков, считают, что ракета «корабль-корабль» имеет дальность порядка 500 км. При стрельбе по наземным целям дальность может достигать 2600 км и выше. Это прекрасные показатели, если учесть, что финишные участки траектории «Калибр» проходит в режиме огибания рельефа местности на сверхзвуковых скоростях — до 3 М.
Сравнение ракет «Калибр» и «Томагавк» крайне затруднительно, поскольку нам практически ничего не известно о характеристиках российской ракеты. Одно лишь можно сказать: «Калибры» не только нормально «работают» по наземным целям, но и обладают высокой степенью надежности. Ни одна из ракет, выпущенных по позициям ИГИЛ, не заблудилась в сирийской пустыни и не пролетела мимо цели. У американцев же казусы при запусках «Томагавков» порой случались. Однако тут работает статистика больших чисел — американские ракеты запускались в боевых условиях более двух тысяч раз.
И, наконец, оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер». У США на вооружении находится ОТРК MGM-140 ATACMS. Однако назвать его аналогом «Искандера» не представляется возможным из-за не только значительного проигрыша «американцем» в части тактико-технических характеристик, но и по причине различных идеологий при выборе систем управления комплексами. Американский ОТРК хорош для войн с «туземцами». Российский обладает качеством, благодаря которому натовские генералы признаются в том, что они не могут защитить Европу от развернутых в Калининградской области дивизионов ОТРК «Искандер».
Ракеты MGM-140 летят по баллистической траектории, не маневрируя и не используя практически никаких средств прорыва системы ПРО. У двух ракет «Искандера» — квазибаллистической и крылатой — таких средств столько, что их описанию необходимо посвятить отдельную статью.
Подводя итоги, необходимо сказать, что заявление о том, что «Россия стремится сократить отставание в части высокоточного оружия», надуманное, не отражающее реального положения дел. Думается, по многим позициям отставание должны сокращать США.
И напомним еще: речь идет о качестве оружия, а не о его количестве. С количеством у США пока всё в порядке.