ГлавноеАналитикаСлияние важнейших госфондов маскирует исчезновение резервов

Слияние важнейших госфондов маскирует исчезновение резервов

Опубликовано

Пока Минфину не пришлось констатировать нулевой остаток в Резервном фонде (а это случится уже к концу года), решено объединить его с Фондом национального благосостояния. Почти 10 лет назад оба фонда и так были одним целым. Зачем же в свое время потребовалось делить, а теперь обратно объединять эти структуры?

Глава Минфина Антон Силуанов сообщил о решении объединить Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ). Идея Минфина по объединению суверенных фондов уже согласована правительством, и в ближайшее время ведомство представит предложения по схеме объединения.

Новости партнеров

Силуанов связал это решение с изменениями в экономике. «Цены на нефть сократились, и мы сейчас не пополняем фонды. Те пополнения, которые у нас в этом году будут осуществлены, пойдут на восстановление Резервного фонда», – пояснил он.

Резервный фонд и ФНБ были созданы в 2008 году в результате разделения Стабилизационного фонда, в который власти направляли дополнительные нефтегазовые доходы от роста цен на углеводороды.

С тех пор Резервный фонд стал пополняться дополнительными нефтегазовыми доходами, которые образовываются от разницы реальной стоимости барреля и заложенной в бюджете цены. Например, в этом году в бюджете заложена стоимость сорта Urals в 40 долларов за баррель. Однако фактическая цена на данный момент выше. Соответственно, в этом году Минфин планирует собрать допдоходы и пополнить ими Резервный фонд. Предыдущие несколько лет Резервный фонд только тратился в силу резкого падения нефтяных котировок. По мере пополнения Резервного фонда до определенной величины все допдоходы от нефти и газа передавались в ФНБ. Однако теперь сверхдоходы не такие большие, как при нефти по 100–120 долларов за баррель, поэтому ФНБ они не достаются. Необходимо подумать о том, насколько целесообразно сохранение нормы, сверх которой пополняют ФНБ, сказал Силуанов.

Тратятся средства двух фондов по-разному. Так, Резервный фонд используют исключительно для покрытия дефицита бюджета. А Фонд национального благосостояния изначально призван страховать пенсионную систему.

«Стабфонд не мог эффективно совмещать страхование от дефицита бюджета России и пенсионного дефицита, поэтому был создан ФНБ. Этот фонд стал длинными деньгами для экономики, которыми не может быть фонд, закрывающий брешь бюджета», – замечает Михаил Крылов из «Golden Hills – КапиталЪ АМ». Заодно ФНБ стал также антикризисным фондом. Часть его средств использовали для борьбы с кризисом в 2008–2009 годах: 280 млрд рублей пошли на помощь банкам, в частности ВТБ, Газпромбанку и Россельхозбанку. Теперь ФНБ владеет их акциями. Более 800 млрд рублей из ФНБ вложили в долгосрочные инфраструктурные проекты, в частности в Транссиб и БАМ.

Структура фонда, по данным Минфина, такова: 36% средств ФНБ вложены в инфраструктурные проекты, лежат на депозитах или номинированы в акции банков. Их Минфин трогать не собирается. А вот 64% свободных средств предлагается перенести в объединенный фонд. Новый Стабфонд по-прежнему будет играть роль стабилизатора дефицита бюджета.

«Мы считаем, что те решения, которые были приняты по ФНБ по инвестированию в инфраструктурные проекты, они должны быть выполнены. Но другая оставшаяся часть ФНБ – это тот же самый источник для финансирования расходов федерального бюджета, такие же средства, как и Резервный фонд. Не исключаю, что мы можем рассмотреть вопрос о консолидации ресурсов этих резервных фондов, для того чтобы создать единый источник финансирования дефицита бюджета», – объяснил Минфин.

Новости партнеров

Суть в том, что к концу этого года средства в Резервном фонде будут потрачены. На 1 июня там осталось 932,7 млрд рублей, или 16,5 млрд долларов, а на покрытие дефицита бюджета в 2017 году планируется взять 1 трлн рублей. Для сравнения: объем ФНБ в четыре раза больше Резервного фонда – 4,192 трлн рублей, или 74,18 млрд долларов.

Резервный фонд изначально был рассчитан на то, чтобы в сложные времена сглаживать негативный эффект от обвала цены на нефть. «Так и получилось, и за последние годы Россия почти полностью проела эту заначку. Запасы Резервного фонда тают, и чтобы не пугать народ пустой «кубышкой», Минфин хочет объединить два фонда в одно целое», – говорит старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова.

Объединение фонда нужно также для упрощения работы Минфина, вернее, для упрощения расходования резервов на дефицит бюджета. При желании ведомство может и без объединения сделать так, что свободные средства ФНБ можно будет потратить на дефицит бюджета. Но это сложнее и потребует много времени. А Минфину нужна возможность оперативно распоряжаться средствами. «На наш взгляд, путем изменения законодательства можно было бы дать больше маневренности для использования средств резерва», – сказал Силуанов. «Сейчас законодательство не позволяет влегкую тратить средства ФНБ, но после слияния в один «кошелек» расходовать эти деньги будет намного проще. Минфину надо получить доступ к большим средствам, и он твердо идет к этой цели», – говорит Бодрова.

Дальше, правда, как планируют в Минфине, дела пойдут лучше. В 2018 году из резервных фондов потратят вдвое меньше, чем в этом, то есть примерно 0,5 млрд рублей. А в следующие годы, как ждет Минфин, доходы бюджета будут расти.

Согласно одобренному правительством проекту бюджета на 2018–2020 годы, планируется снижать его дефицит за счет роста доходов. Так, в 2018 году ожидается повышение доходов на 0,7 трлн рублей, в 2019-м – на 0,5 трлн рублей. Расходы же должны оставаться на текущем уровне в следующие два года.

При этом есть надежда также на формирование сверхдоходов от нефти и газа, которыми будут полонять резервы, так как в ближайшие три года в бюджете собираются заложить невысокую стоимость нефти Urals – 40–42 доллара за баррель. Плюс ставка делается на ненефтегазовые доходы, которые должны вырасти с 9,3 до 10,2 трлн рублей в 2020 году.

Все идет к урезанию фондирования дефицита бюджета за счет резервных фондов, говорит Крылов. Кроме сокращения дефицита за счет роста доходов есть также возможность занимать или девальвировать рубль. «Займы пока достаточно ликвидны, но уровень долга вряд ли будут наращивать. По этой причине вероятно, что дефицит бюджета будет смягчаться через снижение рубля», – считает эксперт.

vz.ru

Новости партнеров




Искушение Трампом, или Почему США никогда не отпустят Украину

В народе говорят: шило в мешке не утаишь. Сколько бы не заявляли руководители РФ, что выборы президента США их не интересуют и сколько бы...

Алексей Живов. Последнее русское предупреждение

Испытание «Орешника». Итоги Россию продолжают постепенно поднимать по лестнице неядерной эскалации в строгом соответствие с давно разработанными в США «адресными» стратегиями против России. Смотрите, что получается:...

Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

До вступления избранного президента США Дональда Трампа в должность остается два месяца – и всё это время эксперты будут гадать, куда республиканец развернет американский...

Читайте также

Ростислав Ищенко: Если начнется война на Ближнем Востоке, Россия будет помогать Ирану, как США Украине

Ближний и Дальний Восток и акватория Тихого океана — это принципиальные вопросы для США....

Президент Абхазии уходит в отставку

Представители абхазских властей и оппозиции по итогам переговоров подписали соглашение, по которому президент республики...

Запад хотел эскалации – он её получил

На удары дальнобойными ракетами вглубь международно признанной территории России Москва ответила первым в мире...