Вождь нации Порошенко заявил, что Россия строит газопровод «Северный поток — 2», чтобы отомстить Киеву за решение Стокгольмского арбитража в пользу «Нафтогаза» в споре с «Газпромом». Как отметил этот горе-политик в интервью украинским телеканалам, проект не преследует ни экономических, ни энергетических целей, а является «чрезвычайно серьёзной угрозой для Украины». «Цель — лишить Украину $2 млрд, которые она получает за транзит. Это месть за Стокгольм, это месть за решительные антикоррупционные реформы», — цитирует Порошенко ZN.ua. Кроме того, он сообщил, что США продемонстрировали полную поддержку Украине. Ранее Порошенко заявил, что «Северный поток — 2» направлен против всего Евросоюза.
Трудно сказать, что столь фатально повлияло на умственные способности Порошенко. Скорее всего, комплексное действие алкоголя и власти. Власти, повлекшей за собой постоянный страх. Но, как и в случае с любым политиком, даже столь жалким, важен результат, а не причины. Какие реформы, какой Стокгольм? Что-то коррупционеров все больше, а бюджет все меньше. Не говоря уже о Стокгольме, который даже не вынес окончательный вердикт. Мало того, глава «Нафтогаза» уже признал, что какие-то деньги Киеву все-таки придется вернуть. За что же мстить?
Новости партнеров
Заявления Порошенко могут убедить разве что такого же умственно неполноценного. И не только потому, что возможность реализации Северного потока-2 закладывалась более 10 лет назад, еще при проектировании первого потока. Это широко известный факт, необходимость которого определялась политикой Ющенко после первого майдана. Политикой, убедившей не только Россию, но и ЕС в том, что транзит через территорию Украины ненадежен.
И как раз это вторая, и главная, причина, по которой заявление Порошенко наносит вред ему самому. Ведь в реализации «СП-2», точно так же, как и в реализации первого, принимают участие как раз ведущие европейские государства. 49% в проекте принадлежит «E.ON», «Shell», «BASF»/«Wintershall», «OMV» — у всех по 10 %, и «ENGIE» — еще 9 %. Компании вкладывают в СП-2 почти 5 миллиардов евро.
Это компании Германии («E.ON», «BASF», «Wintershall», «Uniper»), Нидерландов и Великобритании («Shell»), Австрии («OMV») и Франции («ENGIE»). Которым наплевать и на Стокгольмский арбитраж, и на Украину, и на самого Порошенко.
Той же Германии, принявшей после Фукусимы решение отказаться от атомной энергетики, чрезвычайно важно и выгодно получать трубопроводный газ с возможностью увеличения объемов через 10-20 лет. Да и остальная Европа стремиться к надежности. Не зависящей от того, какие политики пришли к власти.
Лучшей проверкой надежности систем всегда было время безотказной работы. Россия эту проверку выдерживает уже полвека. И даже развал СССР и смена политико-экономической формации не привела к сбоям в поставках газа европейцам. Именно поэтому европейцы и вкладываются в «потоки». Они верят фактам.
А факты просты — каждый майдан немедленно приводил к проблемам с транзитом. И здесь не важно, кто был инициатором и чем руководствовался. Важен факт — исключение лишнего звена повышает надежность системы. Что до выгод, то они очевидны. И сам Порошенко озвучил сумму — 2 миллиарда долларов уходит ежегодно посреднику. Без которого можно обойтись. К тому же, эта сумма ежегодно увеличивается. Легко понять, что платить чужому дяде такие деньги не хочется.
Особенно если этот дядя не самых честных правил. И к тому же еще и не в шутку занемог.
Новости партнеров
Проект «Северный поток — 2» предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 млрд кубометров газа в год из России через Балтийское море до Германии. Протяженность более 1200 км, стоимость 9,9 млрд евро, срок эксплуатации минимум полвека.