По итогам первого квартал 2017 года рост российского экспорта в Европу сделал сильный рывок: по данным Евростата, он увеличился на 47% в годовом сопоставлении – с 26,7 млрд до 39,3 млрд евро. Фактически, сбываются прогнозы о росте спроса на энергононосители из РФ, и альтернативные поставки с Ближнего Востока и из США не смогли вытеснить Россию.
В первом квартале года существенно также увеличился объем экспорта из ЕС в Россию: на 28% в годовом исчислении, с 15,5 млрд до 19,9 млрд евро. При этом среди основных торговых партнеров 28 стран Евросоюза Россия занимает второе место после Китая по положительному сальдо торгового баланса, продавая в страны Европы намного больше товаров и услуг, нежели покупая у них.
Новости партнеров
Одной из наиболее активных в сфере торговли стран остается крупнейшая европейская экономика Германия. Причем немецкий эксперты уверены, что взаимный товарооборот будет продолжать расти. По прогнозам председателя комитета Вольфганга Бюхеле (Wolfgang Büchele), передает Deutсshe Welle, объем двусторонней торговли между Германией и ЕС уже в текущем году увеличится как минимум на 10%, причем его рост может быть устойчивым. Рост этот будет связан, в первую очередь, с устойчивостью цен на нефть и курса рубля.
Об увеличении товарооборота между Россией и Германией в первые два месяца 2017 года в начале мая сообщила Германо-российская внешнеторговая палата (AHK). Несмотря на санкции Запада против Москвы и экономический кризис в РФ, прирост товарооборота составил 43%, рост составил 6,7 млрд евро по сравнению с январем-февралем 2016 года. 63% немецких предпринимателей, сотрудничающих с российскими компаниями, в 2017 году также ожидают роста продаж.
Рост товарооборота между Россией и странами ЕС, в первую очередь с Германией, являющейся крупнейшим торговым партнером России в составе Европейского союза и вторым по значимости из стран дальнего зарубежья после Китая, объясняется рядом факторов. Рост импорта на 28% в годовом исчислении, рассказывает аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко, обусловлен переходом крупнейших российских компаний к реализации масштабных инвестиционных программ во всех секторах экономики, от машиностроения, энергетики и сельского хозяйства, до производства автомобилей и потребительской техники.
Отложенные ранее инвестиции в связи с низкой покупательной способностью девальвированного рубля начиная со второго полугодия прошлого года начали активно реализовываться на волне укрепления национальной валюты к доллару и, что важнее, к евро, подогретые к тому же высокой степенью износа основных средств производства, который по ряду отраслей превышает 60-65%. Данный факт подтверждается структурой экспорта ЕС в Россию, в которой свыше 50% приходится на машины и оборудования.
Стоит отметить, пока что речь идет о росте в денежном выражении, тогда как объемы поставляемой из ЕС высокотехнологичной продукции остаются практически неизменными. Тем не менее, констатирует эксперт, положительный сдвиг есть и отрицать это невозможно. Германия, являющаяся крупнейшим производителем промышленного оборудования, машин и техники в ЕС, при этом является основным выгодополучателем: несмотря на продолжающий свое действие режим санкций, при участии дочерних структур, зарегистрированных в России, крупнейшие компании ФРГ продолжат работать в России и участвовать в реализации крупнейших инфраструктурных и промышленных проектах, что не может не радовать.
Несмотря на рост российского экспорта в ЕС, его структура остается по большому счету неизменной, отмечает Кирилл Яковенко. Если говорить об экспорте в ЕС в целом, то в нем на долю топливно-энергетической составляющей приходится более 62%, при этом если говорить конкретно о Германии, то на нефть и газ приходится традиционно до 3/4 всего экспорта. Да, признает аналитик, Германия в торговых отношениях с Россией больше всего заинтересована в импорте достаточно дешевых по меркам европейского рынка энергоресурсах и возможности масштабировать поставки за счет реализации совместных проектов, таких как Nord Stream 2, в котором страна крайне заинтересована и является вторым после России бенефициаром.
«Не могу сказать, что для России это исключительно позитивная ситуация, – указывает эксперт, – однако стоит признать, что конкурировать со страной-крупнейшим производителем техники и машин в ЕС на ее внутреннем рынке крайне сложно, так что в целом ситуация вполне объяснимая и в принципе отвечает интересам РФ. Исходя из структуры российского экспорта в ЕС и в Германию в частности, можно сказать, что в целом рост показателей экспорта обусловлен благоприятной конъюнктурой сырьевого рынка — котировки в диапазоне 51-55 долларов, ставшем привычным с конца 2016 года, этому способствуют».
Новости партнеров
Показатели по экспорту нефти и газа в ближайшем будущем будут демонстрировать положительную динамику, уверены в «Алор Брокер». Высокая вероятность продления соглашения о заморозке объемов добычи нефти в формате ОПЕК+, реализация Северного и Турецкого потоков будут способствовать росту как объемов поставок, так и стоимости реализуемых на европейском рынке энергоресурсов.
Энергоносители будут оставаться драйвером роста внешнеторгового оборота в этом году, уверен и начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Геогрий Ващенко. Газпром увеличил поставки газа за рубеж на 14%, за 6 мес. он может превысить 90 млрд куб.м., и это при том, что предыдущий год был рекордным. При этом именно по европейскому направлению произошло существенное увеличение, например, в Германию — на 16,5%, а эта страна в числе ведущих импортеров. Отчасти этому способствовали низкие цены на нефть, поскольку к ней привязаны и газовые контракты. Но сейчас цена на нефть выше, чем год назад, и росту торгового оборота в денежном выражении будет способствовать не только увеличение физического объема, но и рост стоимости товара, вклад этих факторов будет примерно одинаковый.
Угроз экспорта энергоносителей из России в Европу несколько, полагает эксперт, но главное — это не экспорт из США и стран Ближнего Востока. Они скорее ориентируются на премиальные рынки Азии, конкурировать с дешевым российским газом и нефтью им сложно. Более осязаемые риски — политические, мешающие прокладке новых транспортных коридоров, в частности, Северного потока-2, несмотря на то, что пропускные мощности первой нитки полностью исчерпаны. Также страны Западной и Южной Европы активно осваивают зеленые технологии. Инвестиции в этот сектор станут сдерживающим фактором для спроса на углеводороды и цены на них, заключает Ващенко.