Официальный Дамаск назвал сообщения Госдепа США о военных преступлениях в тюрьме «Седнайя» и строительстве там крематория «плодом фантазии администрации Трампа и ее агентов» и «новым голливудским сценарием». Другое дело, что основная мишень этого вброса не Сирия, а Россия и Иран. И он действительно может быть опасен.
Сирийские власти вешают десятки задержанных ежедневно, тела казненных сжигают в специальном крематории – и все это происходит при поддержке России и Ирана, утверждается в докладе ведущего дипломата Госдепа США по Ближнему Востоку Стюарта Джоунса.
Новости партнеров
Все эти зверства, как утверждается, происходят в тюрьме «Седнайя» близ Дамаска. Выводы о наличии «крематория» для сжигания «повешенных» сделаны на основе спутниковых снимков, часть из которых опубликовал Госдепартамент, уточняет Wall Street Journal.
Чуть позже этот же сюжет повторили на CNN. Никаких других доказательств представлено не было. Официальный Дамаск подобные инсинуации, разумеется, опроверг.
Фотографии, о которых идет речь, сделаны в разные годы, начиная с 2013-го. И при некотором желании по ним можно проследить эволюцию зданий комплекса тюрьмы «Седнайя». Действительно, за четыре года там появилось несколько новых строений, но даже сами американцы признают, что по имеющимся снимкам невозможно установить назначение этих построек, и уж тем более утверждать, что что-то из построенного за четыре года – крематорий.
Джоунс не привел и каких-либо доказательств своего утверждения о «казнях до 50 человек в день». Зато привел данные неназванных (!) неправительственных организаций, согласно которым в Сирии в период с 2011 по 2015 годы были задержаны от 65 до 117 тысяч человек, которые до сих пор удерживаются в местах лишения свободы.
«Седнайя» является одним из многих мест содержания, где находятся задержанные, – утверждает Джоунс. – Согласно различным источникам, режим несет ответственность за то, что в «Седнайе» убивают по 50 заключенных в день. Надежные источники утверждают, что многие тела захоронены в братских могилах». Другой способ скрыть следы убийств заключенных – пресловутый крематорий.
Стюарт Джоунс – опытный карьерный дипломат, много лет проработавший на Ближнем Востоке несмотря на то, что американская внешнеполитическая система привыкла регулярно перебрасывать своих сотрудников по разным регионам планеты, что не дает им времени для того, чтобы стать настоящими профильными специалистами по какому-нибудь сложному району. Но Джоунс – редкое исключение. Он был послом в Иордании и Ираке, государственным советником в иракской провинции Анбар, был заместителем главы миссии США в Египте и возглавлял иракское отделение в Совете национальной безопасности.
Оставим на совести американских журналистов то, что даже название тюрьмы в разных изданиях по-разному транскрибируется. Джоунс-то должен знать, как это произносится на самом деле, но озвучивались эти сенсационные данные на брифинге для журналистов, аккредитованных при Госдепе, вот они «с голоса» и записали, проявив фантазию.
Новости партнеров
Реальная тюрьма «Седнайя» расположена в 30 километрах к северу от Дамаска, состоит из двух зданий (главное построено в виде трилистника, каждый из «листков» которого – режимное отделение), принадлежит министерству обороны Сирии и управляется военной полицией. Она действительно используется для содержания пленных джихадистов, политических преступников и радикалов. Причем никто этого никогда не скрывал задолго до начала гражданской войны в 2011 году.
Прежде в «Седнайе» содержались в основном члены группировки «Братья-мусульмане» – главной на тот момент силы радикального джихадизма на Ближнем Востоке. При этом после начала войны большинство из них были освобождены, даже несмотря на то, что не скрывали своего желания снова взять в руки оружие. Среди освобожденных оказались и будущие руководители нескольких крупных боевых групп, включая, например, «Джейш аль-Ислам» (братья Аллуш) и «Ахрар аш-Шам» (Хасан Абуд и Абу Яхъя аль-Хамауи). В этом списке есть даже действующий губернатор (эмир) Ракки от ИГИЛ Абу Лукман и бывший спикер ИГИЛ Абу Мухаммед аль-Аднани.
Вот уже более 10 лет тюрьма «Седнайя» – основное место в Сирии для приложения усилий со стороны Amnesty International и телеканала «Аль-Джазира». Западные правозащитники регулярно опрашивали освобожденных джихадистов и периодически издавали «Черную книгу», составленную на основе подобных мемуаров.
В 2014 году был издан так называемый Доклад Цезаря (Ceasar report), в составлении которого участвовали не только общественники, но и уважаемые лорды, бывшие судьи Гаагского трибунала по бывшей Югославии и аналогичного суда по событиям в Сьерра-Леоне. В этом тексте собран ряд показаний бывших заключенных тюрьмы, которых потом либо выпустили, либо переместили в другие места заключения, например в Тишрин или на авиабазу Меззе. Именно из этого текста пошли гулять по правозащитному миру озвученные послом Джоунсом цифры заключенных и казненных, сообщения о пытках, «внесудебных расправах», коротких военных судах и даже байка о «торговле органами». Ее скормил западному миру некий подросток-рецидивист, сменивший за свою увлекательную жизнь 11 тюрем.
Amnesty International настолько увлеклась происходящим, что весной 2016 года обратилась к специалистам по архитектуре и дизайну с целью построить модель тюрьмы «Седнайя». В Турции принялись заново опрашивать бывших заключенных, и на основе совокупности данных действительно создали 3D-модель тюрьмы. Зачем – непонятно. Зато очевидным было то, что «Седнайе» придется сыграть особую роль в информационной войне вокруг Сирии.
Правда, никакого крематория в этой модели нет. Крематорий – исключительное новшество, появившееся на свет в ходе брифинга дипломата Джоунса. И если он построен только сейчас, то куда делись тела предыдущих «тысяч казненных»?
Другим новшеством стало прямое обвинение в адрес не только сирийского правительства, но и России с Ираном, которые, по словам Джоунса, «покрывают преступления режима Асада». Раньше это не звучало столь акцентированно.
В современной ситуации такого рода доклады (тем более «освященные» авторитетом посла Джоунса как специалиста по Ближнему Востоку) довольно опасны. Администрации Дональда Трампа хватило и фейковой истории про химическое оружие в Хан-Джейхуне, чтобы применить «Томагавки», а тут целый крематорий, в котором «сжигают по 50 человек в день».
Новости партнеров
Помимо прочего, это содержит явный символический отсыл к холокосту, и никто не может предсказать, что получится, если эти «репорты» попадутся на глаза сверхвлиятельному зятю президента США.
При этом никого уже не удивляют ни полное отсутствие реальных доказательств, ни постоянные ссылки на правозащитников и общественников, позиция которых заведомо ангажирована.
Никто не говорит, что гражданская война в Сирии, местами переходящая в бойню «все против всех», и борьба с международным терроризмом ведутся исключительно в белых перчатках, но «защита прав человека» – слишком уж распространенный способ для давления на общественное мнение и выработки сиюминутных военно-политических решений. Потому уже практически все, что исходит со стороны общественников из Лондона, вызывает резкое неприятие.
Если вы, конечно, работаете не в Госдепе.