Министру иностранных дел Украины Павлу Климкину удалось пообщаться с вице-президентом США Майклом Пенсом и даже коротко встретиться с президентом Дональдом Трампом.
В Киеве результаты этих встреч уже оценивают как очередную головокружительную победу внешнеполитического ведомства, утверждая, что американская сторона подтвердила свою приверженность сохранению целостности украинских территорий, а также заверила своего визави, в том, что режим санкций в отношении России будет сохраняться вплоть до выполнения Минских соглашений.
Новости партнеров
Есть, однако, несколько обстоятельств, которые позволяют слегка усомниться в обоснованности победных реляций, на которые украинские политики традиционно не скупятся, рассказывая о всемерной поддержке, которую им оказывают на Западе. В данном случае можно упомянуть лишь об одном, но крайне досадном аспекте, на который уже многие обратили внимание. Климкин провел в ожидании встречи в Вашингтоне несколько дней, но принят был после министра иностранных дел России Сергея Лаврова, который был удостоен аудиенции сразу же по прилету в столицу США.
Никакого сложного подтекста у такой очередности нет — очевидно, что американская администрация определенно указала украинскому министру на то, что он никак не может быть первым в этой связке в виду того, что главным пунктом повести дня является улучшение отношений между Вашингтоном и Москвой, а проблемы Украины вполне могут подождать в предбаннике до тех пор, пока не состоятся встреча и переговоры ключевых фигур.
Весьма прискорбное впечатление оставляет и фото, запечатлевшее Климкина, Пенса и Трампа во время аудиенции, которая длилась всего несколько минут. Напомню, что с Сергеем Лавровым президент США общался не в пример дольше — их беседа длилась сорок минут. На фотосессии из овального кабинета оба стоят друг напротив друга и ослепительно улыбаются, демонстрируя превосходное расположение духа. Не менее счастливыми выглядят и несколько человек из окружения главы американского государства, находящиеся поодаль.
В случае же с Климкиным фото фиксирует совсем иную диспозицию — украинский министр и вице-президент стоят, тогда как Трамп сидит. Расположение фигур можно трактовать так, что американскому лидеру даже не пришло в голову привстать, чтобы приветствовать гостя из далекой Украины максимально уважительным образом. Впрочем, такое прочтение можно считать необязательным, поскольку мы не знаем, что происходило до или после момента съемки. Вдруг Трамп или уже присел, или просто еще не успел подняться.
Гораздо интереснее поговорить о тех просьбах, с которым Климкин явился в Белый дом. По данным украинского издания «Вести», их четыре и они сформулированы в виде тезисов: ««невоенный и «неядерный» статус Крыма; выполнение Минских соглашений в трактовке Киева, начиная с обеспечения безопасности и лишь после этого — политической части; финансовая поддержка Украины со стороны США на 2017-2018 годы, в частности, в обороне; встреча Трампа с украинским президентом Петром Порошенко».
Кроме того, как заявила пресс-секретарь МИДа Украины Марьяна Беца, Климкин обсудил с руководством Соединенных Штатов Америки возможность привлечения США к нормандскому формату переговоров по урегулированию ситуации в Донбассе.
Надо сказать, что в перечисленных тезисах ровно столько же смысла, сколько и в победных реляциях Киева относительно встреч в Вашингтоне. Едва ли Трамп, который прилагает сейчас столько усилий для улучшения отношений с Москвой, станет указывать России, каков должен быть статус крымского полуострова, который она считает своей территорией. Учитывая весьма сочувственные высказывания Трампа по крымской теме, содержавшие в себе отказ от традиционной оценки действий России как аннексии, как-то мало верится в то, что американский президент начнет сейчас ни с того ни с сего дергать российскую сторону за фалды.
Новости партнеров
С Минскими соглашениями дело обстоит еще проще. Даже Германия и Франция, участники Нормандского формата, поддерживающие Киев, считающие Украину жертвой российской агрессии, не согласились с попытками украинского руководства выкружить себе обратный порядок выполнения Минских договоренностей. С какого перепугу американская администрация должна одобрить замену одного договора, подписанного всеми сторонами, на другой? При этом Вашингтон отлично знает, что попытки ревизии не найдут понимания в Париже и Берлине, и, тем более, в Москве.
С финансовой помощью тоже не все гладко. Трамп уже распорядился сократить ее объемы — не только для Украины. Ключевым пунктом его стратегии является снижение внешнеполитических расходов и едва ли Климкину удалось убедительно доказать, что у США нет иного выхода, кроме как увеличить размер средств, выделяемых Киеву.
Встреча Порошенко и Трампа вполне может состояться. Об этом также уже заявили в Киеве. Правда было сказано, что она пройдет в удобное для главы США время. Ну, так и с Климкиным он встретился в строгом соответствии с тем же принципом: оказалось, что удобное время — это после Лаврова. Значит, едва ли украинскому президенту стоит надеяться, что ему удастся лицезреть своего американского коллегу до первой декады июля, когда на полях саммита G20 в Гамбурге должны пообщаться между собой Трамп и Путин.
Ну и, наконец, про участие США в нормандском формате. С учетом всего вышесказанного о нежелании новой американской администрации вызывать раздражение у Москвы, присоединение Вашингтона к переговорному процессу — это как раз то, чего стоит опасаться Киеву, поскольку в Нормандский формат США могут войти скорее как союзник России, настаивающий на выполнении Минских соглашений.
Сомнительность победы, одержанной Климкиным в Вашингтоне, едва ли помешает киевскому руководству и дальше утверждать, что Америка — это верный друг и союзник Украины. Толку от этих камланий не очень много, но, как говорится, чем бы дитя не тешилось…