Вице-президент США Майкл Пенс принял главу украинского МИД Павла Климкина в Белом доме. Подробности беседы не сообщаются, однако известно, что Пенс назвал Минские соглашения «главной дорогой к миру на Украине». На первый взгляд может показаться, что «Трамп сливает» Украину, а прибавляя то, что Россия в рамках Комитета министров Совета Европы (КМСЕ) поднимет вопрос о нарушении прав человека на Украине, может сложиться впечатление, что США с Европой скоро сильно надавят на киевский режим для обеспечения «Минска-2». Однако надо помнить, что Америка по-иному трактует выполнение соглашений, а значит и за словами вице-президента США могли скрываться другие смыслы. Так что имел в виду Майкл Пенс, и обратит ли должное внимание Европа на украинский беспредел? Своим экспертным мнением поделился политолог Ростислав Ищенко.
— На самом деле позиция Пенса не нова. Еще полтора года назад Байден приезжал на Украину, выступал перед парламентом и говорил о том, что Минские соглашения надо выполнять, а не саботировать. Причем, он совершенно четко указывал на то, что именно Украина должна выполнять соглашения.
Новости партнеров
Конечно, Запад пытается вести с Россией игру по принципу «давайте здесь уступим, давайте здесь поймем», и «Россия тоже должна выполнять», но последний год Запад (не только Соединенные Штаты, это и Германия, и Франция) достаточно четко сигнализирует Украине, что она должна выполнить свою часть Минских соглашений. И Байден вообще прямо говорил – если вы хотите сохранить государство, то должны выполнять взятые на себя в Минске обязательства.
То есть, насколько я могу судить, планы разрушить это государство есть у украинской элиты, и она с этим успешно справляется. А Соединенные Штаты, Европа уже исходят из реального положения вещей. Но создавать самим себе проблему, разрушая государство с 40 млн граждан, это бессмысленно. Да, Украина далеко от США, и для них это меньшая проблема, но Украина находится на европейских границах, и если она будет разрушена, то это проблема уже не только для России, но и для Европы, причем даже большая, чем для России. А Европа — это союзник Соединенных Штатов, и ее проблемы точно будут касаться Америки. Другое дело, что США и ЕС не собираются ресурсно вкладываться в Украину, чтобы исправлять ошибки украинского руководства.
Но по поводу Минских соглашений у них всегда была достаточно понятная позиция – это лучший компромисс, на который Украина могла рассчитывать, и их надо выполнять. Они не могут ввести против Украины санкции – это было бы непоследовательно и глупо – но они четко сигнализируют – ничего лучше им предложено не будет.
У Запада была иллюзия, что он сможет в режиме санкций сломать Россию. Эти иллюзии давно развеялись — не в этом году, и даже не в прошлом. Очень просто войти в режим санкций, но сложно из него выйти, потому что любой западный политик, который продвигал введение режима санкций, давал таким образом своим избирателям, своей политической элите определенные обещания. А теперь они должны прийти к ним и сказать: «Дорогие друзья, в результате наших санкций Россия не только не пострадала, но и укрепилась, мы пострадали очень сильно, поэтому, извините, будем санкции прекращать». Ему сразу объяснят, что он сделал, и сколько денег на это было потрачено, а потом просто выпнут.
Поэтому постоянно в Москву приезжают западные политики и предлагают им где-нибудь уступить взамен на снятие санкций. Ведь им необходимо продемонстрировать, что они чего-то этими ограничениями добились. А в Москве им говорят открыто, мол, а зачем нам уступать, нам и так хорошо, нам с вашими санкциями даже лучше, чем без них, поэтому хотите – снимайте, не хотите – не снимайте.
Примерно такая же ситуация с Минскими соглашениями — это объективно единственный вариант компромисса, который может устроить всех. Потому что, если вы хотите договориться, то все стороны должны пойти на какие-то уступки. А поскольку Европа, как и мы, не заинтересована в войне на Украине (а американская администрация, которая была только частично заинтересована, и та — уже ушла), естественно, абсолютно все уже откровенно говорят Киеву, что он за эти пределы вы не вырвется. Лучше не будет — поэтому надо выполнять.
Однако, конечно, каждый играет еще и в свою игру. И постоянно от одного игрока другому перебрасывается мяч – кто что выполняет, а кто не выполняет. Но это уже тактические игры ради улучшения своей позиции. А стратегически все понимают, что «Минск-2» исчезнет в двух случаях: если Украина официально заявит о том, что она не намерена соблюдать Минские соглашения, но в таком случае она полностью потеряет любую международную поддержку, даже со стороны Запада; либо Украина развалится, и исчезнет тот субъект, с которым заключались соглашения.
Новости партнеров
Во всех других вариантах никто не будет договоренности рушить. Пусть они и не выполняются, пусть этот компромисс очень шаткий, но это хоть какая-то переговорная площадка, других нет.
При этом, учитывая все позиции, сейчас все-таки со стороны Киева измениться в отношении Минских соглашений ничего не может. Если страна три года не выполняет обязательства, откровенно заявляет, что когда подписывали документы, то и не собирались выполнять, то изменений ждать не стоит. А за три года у них ситуация только ухудшилась: власть ослабла, контроль над страной, по сути дела, потерян. Порошенко буквально несколько месяцев тому назад, в начале 2017 г., заставили возглавить блокаду Донбасса, которая идет вразрез не только с Минскими соглашениями, но и интересами украинской экономики. И он это признал, он вынужден был все равно санкционировать и возглавить эту блокаду. Это свидетельство того, что на Украине просто потеряна возможность централизованного управления. Но опять-таки это не значит, что завтра соберутся за столом Россия, Франция и Германия как гаранты неких соглашений и откажутся от Украины — все равно все будут делать вид, что там еще что-то существует, и с кем-то можно разговаривать.
Потому что иначе встанет вопрос — что делать дальше? То есть, если там нет государства, там живут десятки миллионов людей, и все это находится в центре Европы, то с этим надо что-то делать. А поскольку ни у кого нет возможности взять это на себя, то, соответственно, все и стараются отодвинуть это «блестящее» украинское будущее подальше, в будущее.
И в этом вопросе важны все-таки действия России по обращению внимания Европы на действия Украины. Все это как-то влияет, все действия не бессмысленны. За три года вообще изменилось отношение Европы к украинскому руководству. Там увидели и коррупцию, и нарушение прав человека, и множество других проблем. Капля камень точит, и каждое очередное заявление приводит к определенным продвижениям по пути осознания Европой ситуации на Украине. Дипломатия — это очень длительные, пошаговые, зачастую рассчитанные не на годы, а вообще на десятилетия, действия. Очень часто результаты работы внешнеполитического ведомства становятся видны и понятны через 10-15 лет. То же самое происходит и здесь.
Если мы посмотрим на то, как Европа относилась к Украине в 2014 г., и как относится сейчас – это две большие разницы. Изменение произошло во многом за счет грамотной позиции и грамотных действий российского МИДа. Но если вы посмотрите каждое очередное выступление Лаврова, или каждую очередную встречу министров иностранных дел, то будет такое ощущение, что вроде бы ничего и не происходит.