По мере приближения старта активной фазы президентской избирательной кампании в России не только обостряется внутриполитическая конкуренция, но и усиливается давление извне. Сложная экономическая обстановка, в которой в настоящее время живёт Россия, а также фиксируемое статистическими службами снижение уровня жизни населения вполне могут быть использованы иностранными акторами в попытках спрогнозировать и использовать себе во благо накопленный протестный потенциал.
Специализированное Бюро по конфликтам и стабилизационным операциям Государственного департамента Соединённых Штатов на правительственном портале раскрытия данных о государственных закупках разместило тендер на поставку специального программного и математического обеспечения для проекта под названием «Предсказание беспорядков и насилия в ходе выборов» (Election Violence Forecasting) — заказчиком системы выступает Бюро по конфликтам и стабилизации Государственного департамента.
Новости партнеров
В рамках проекта предполагается сформировать и исследовать набор данных по выборному насилию — его будет необходимо скомпоновать на основе специального набора индикаторов, собранных из открытых источников с 2000 по 2010 год и проанализированных при помощи так называемой Байесовской регрессионной модели — специального инструментария, используемого, в частности, в статистических и эконометрических расчётах и призванного оценивать вероятность того или иного события в связи с происходящим параллельно с ним другим событием.
При этом, как отмечают эксперты, в мире есть достаточно уже разработанных статистических программных пакетов, которые прекрасно справляются с обработкой абстрактных наборов данных, и основным вызовом будущих «предвыборных» подрядчиков Госдепа станет именно выбор и подготовка данных, на основе которых будет осуществляться вероятностный анализ уровней политического насилия. Что характерно, при этом предполагается, что для той или иной страны будет разработан специализированный «Профайл рисков», в рамках которого будет определена даже потенциальная тактика протестующих, конкретный тайминг, в рамках которого будет с большей или меньшей степенью вероятности происходить политическое насилие, а также типы протестующих по степени их вовлечённости в процесс.
Базируясь на этих данных, в американском Государственном департаменте собираются создать самообучающуюся сеть, которая должна быть настроена на предсказание насилия и беспорядков на выборах, которые пройдут конкретно в 2018 году, причём программа в итоге должна выдавать результаты с летальными и нелетальными сценариями и даже предсказывать приблизительные цифры жертв и количество столкновений протестующих с властями.
Интересно, что в тендере Бюро по конфликтам и стабилизационным операциям речь идёт именно о 2018 годе, в котором, в частности, состоятся президентские выборы в России — к ним на Западе будет приковано закономерно пристальное внимание. Рост активности несистемной оппозиции, а также её готовность к организации массовых несанкционированных уличных акций с целью легитимизации своих политических требований в случае неудовлетворительного для неё результата на выборах — характерная черта нынешнего избирательного цикла, о чём говорят многие отечественные политологи и независимые эксперты.
Соединённые Штаты усиливают свою поддержку и информационное давление на российское общество, причём усилия эти многовекторны и идут как по линии информационной накачки через подконтрольные СМИ и социальные сети, так и путём классической и уже хорошо отработанной схемы непосредственной работы с «гражданским обществом», из рядов которого потом рекрутируются уличные оппозиционеры, чью способность конфликтовать с властями оценит будущая компьютерная система Госдепа
Так, накануне на портале правительственных расходов была размещена информация о том, что Госдеп выделил 347 858 долларов компании ROCK CREEK PUBLISHING GROUP для поддержки «контента на русском языке», причём выделение средств осуществляется по линии ещё одного структурного подразделения Госдепа — Бюро международной информации. Это крайне примечательная структура внутри американского внешнеполитического ведомства, причём гораздо менее известная в нашей стране, чем то же Агентство по международному развитию или Бюро по культурным и образовательным обменам. Бюро международной информации занимается тем, что «организует непосредственные контакты представителей американских госорганов и СМИ с гражданским обществом в других странах по вопросам приоритетов и целей внешнеполитического курса США», причём подчёркивается, что Бюро особое внимание уделяет «новым медиа и каналам коммуникации».
Одним из ключевых проектов Бюро являются так называемые Американские центры, или Американские уголки, которые служат целям американской «публичной дипломатии». Выделение дополнительных средств на финансирование именно русского сегмента Бюро вкупе с подготовкой Госдепом специализированного программного обеспечения для анализа предвыборной протестной активности свидетельствуют о том, что американские дипломаты всерьёз рассматривают насильственные сценарии в рамках предстоящей в 2018 году президентской кампании в России и активно к этим сценариям готовятся.
Новости партнеров
Следует отметить, что публичная дипломатия сама по себе не несёт каких-то негативных коннотаций и призвана познакомить жителей той или иной страны с достижениями других государств, а также вовлечь простых граждан в процесс международного общения. Однако только в США (и ещё в ряде государств — их союзников и сателлитов, хотя и в существенно меньших объёмах) публичная дипломатия стала инструментом формирования лояльного себе слоя интеллигенции и средних городских слоёв, которые путём постепенной культурно-психологической обработки приобретают вовсе не знания обо всех аспектах жизни и политики других стран (что можно только приветствовать), а скорее политически и идеологически индоктринируются и радикализируются, становясь проводниками чужих геополитических интересов в собственной стране.