В большом интервью, которое Алексей Навальный недавно дал Юрию Дудю, было много неудобных вопросов. Не на все из них Навальный смог дать убедительные ответы. Либеральное крыло подвергло наибольшей критике ответ Навального о его взаимоотношениях с коллегами по цеху (не поддержал Яблоко, не поддержал Гудкова на выборах). Консерваторы раскритиковали Навального за невнятность. Но еще больше вопросов вызвала реакция Навального на тему Северного Кавказа и лично Кадырова.
Безвкусный компот
Новости партнеров
Отвечая на вопрос о Северном Кавказе, Навальный заявил, что это такие же регионы как и все другие. Что Рамзан Кадыров – это обычный глава субъекта федерации, который ничем не отличается от своих коллег. Главная особенность этих регионов заключается в том, что там все еще хуже, чем в остальных регионах страны, поэтому никаких особых подходов, по мнению Навального, нет и быть не может.
Есть два объяснения такой позиции по «кавказскому вопросу». Первое. Навальный действительно не видит никаких отличий между Чеченской Республикой и условной Ярославской областью. Нет национальных особенностей, способов работы с региональными элитами, разницы в истории выстраивания федеративных отношений и так далее. Второе. Навальный все это видит и понимает, но ответа на вопрос у него попросту нет.
Первое объяснение говорит, что Навальный слеп. Если он действительно не видит региональных отличий, то в большой политике ему делать нечего. Второй вариант указывает на отсутствие реальной программы действий по Северному Кавказу, что, однако, не мешает Навальному постоянно на нее ссылаться.
Внятная позиция по Северному Кавказу важна по нескольким причинам. Во-первых, от ответа на этот вопрос зависит отношение сторонников стабильности и сомневающихся групп, которые боятся потерять часть территории или возобновления военных действий в случае ухода Путина. Согласно недавним опросам, 44% россиян считают ситуацию на Северном Кавказе напряженной. Во-вторых, многие представители либерального крыла действительно боятся Кадырова. После убийства Бориса Немцова, которое либералы связывают с главой Чеченской Республики, появился страх за персональную безопасность, поэтому у Навального как лидера оппозиции должен быть ответ на вопрос «что делать с Кадыровым?» и для либеральной публики.
Смотрите в мою программу, там все есть
Когда Алексея Навального обвиняют в том, что у него нет позитивной программы действий, а сам он может только критиковать и ничего дельного не предлагает, он вспоминает о своей предвыборной программе, в которой якобы описаны все основные направления развития страны.
Программа действительно опубликована на сайте Навального, однако состоит она по большей части из популистских лозунгов, которые, конечно, нравятся избирателям, однако непонятно, как сам Навальный планирует реализовывать свои программные пункты. В программе говорится, что расходы на здравоохранение должны вырасти в два раза, в следующем же пункте заявляется, что все образование должно стать бесплатным, и на это нужно тратить «любые деньги». Звучит, конечно, здорово, но как все это реализовать? Формула «нужно просто отнять у богатых и распределить между бедными» уже не раз обыгрывалась в художественных произведениях, но механизмов ее реализации на практике Навальный не предлагает.
Новости партнеров
Множество тем в программе не затрагивается вовсе. Нет пунктов по международным отношениям, кроме тех, в которых нам нужно прекратить все военные действия. Нет идей по региональной политике, и именно к этой части и придрался Юрий Дудь в своем интервью, а затем в утреннем шоу «Кактус», где он еще раз отметил, что Навальный не знает, что делать с Кавказом в случае гипотетической победы на выборах.
Политика – это не только право
Что вы будете делать с Кадыровым? – судить по делу Немцова – отвечает Навальный. Существует мнение, что Кадыров подчиняется только Путину, и Навальный не рассказал, как он будет выстраивать отношения с главами национальных республик.
Представление Навального о том, что с Кадыровым можно работать сугубо в рамках правового поля кажутся смешными. Многочисленные истории о том, как именно работает закон в республиках Северного Кавказа, показывают, что власть традиции там до сих пор сильнее власти закона. И если Навальный считает, что с его приходом там что-то изменится, то это самое большое заблуждение его предвыборной программы. Верховенство права – это неотъемлемая часть правового государства, коим и является Российская Федерация. Но политика шире права. Политик должен быть готов к применению различных инструментов для достижения своей цели. Даже если не ударяться в радикальный макиавеллизм, следует признать, что некоторые политические процессы не подчиняются нормам права.
Представление о том, что нам всего лишь нужно написать хорошие законы и жизнь станет лучше, является слишком наивным. Это подход юриста, но не политика. У Навального нет опыта государственной службы, он не знает, как принимаются государственные решения, не знает, что делать, если вдруг нормативные акты не работают. Для политики законы – это только один из возможных инструментов воздействия, инструментарий политика значительно шире.
Страх неизвестного
Программа Навального полностью состоит из невнятных представлений о прекрасном. Антикоррупционная повестка – это, конечно, хорошо, но Навальному уже сейчас нужно предлагать реальные действия. Избиратель на выборах покупает программу кандидата. Он должен знать, что будет делать политик, поэтому Навальному необходимо показать, что у него есть варианты решения острых проблем. Навальному хочется думать, что Кадыров – такой же глава региона, как и все другие, но реальность сложнее. Именно поэтому он боится Кадырова, боится не от того, что у него есть «личная армия» или из-за жесткости действий, а от того, что Навальный не знает, что с ним делать. А стратегия работы нужна. Навальный и Кадыров одногодки, оба 76 года рождения, поэтому «переждать» не получится. И тема с Кадыровым не единственная. Навальный не знает, что делать на международной арене, он не знает, как действовать с элитами (всех пересажать и пригласить новых – еще одно заблуждение), в его программе нет внятных пунктов относительно сельского хозяйства, промышленности, развития обороны. Все эти темы Навальный боится, потому что не знает, что с ними делать.