Под занавес ушедшего года в Никарагуа было объявлено о начале строительства нового канала, который должен соединить Атлантический и Тихий океаны. Таким образом, у знаменитого Панамского канала появится конкурент. А на этом фоне пошли разговоры о том, что Россия может принять самое активное участие в этом проекте, а также в охране будущего канала. Мы выяснили у экспертов подробности…
— Стоит напомнить, что второй межокеанский канал, который проводится по Центральной Америке через территорию Никарагуа, — это стройка века, такая же, каковой являлось строительство Панамского канала, – комментирует Владимир ТРАВКИН, редактор журнала «Латинская Америка». – Панамский канал, в свою очередь, сейчас подходит к пределу своих возможностей и ощущается необходимость проложить параллельный путь, который будет не конкурентом, а именно дополнением. Потому как есть возможность сделать его таким, чтобы по нему проходили современные большие суда, с большой осадкой, крупнотоннажные, как сухогрузы, так и танкеры.
Новости партнеров
Это очень важно, так как мировая торговля активно развивается, в том числе и в странах, выходящих как на Атлантику, так и на Тихоокеанское побережье. Заинтересованность в инвестировании в проект выразила Бразилия. А главным инвестором является Китай, нуждающийся в расширении и умножении торговых путей.
Россия, естественно, заинтересована в том, чтобы иметь еще один хороший путь между океанами, поскольку она сообщается с Западным полушарием с двух сторон: через Атлантику и через Тихий океан, которые и будут связаны новой артерией.
– Как Россия может поучаствовать в реализации проекта?
— Конечно, участие России будет разнообразным. Уже есть договоренность о поставках высокотехнологичного оборудования, причем не только для землеройных работ, но и для охраны, для общего контроля за эксплуатацией канала.
Огромную роль в строительстве этого пути играет никарагуанский президент Даниэль Ортега, у которого прекрасные отношения с Москвой и с Пекином. Естественно, он рассчитывает, что канал будет экономически выгоден Никарагуа. И, безусловно, если удастся завершить проект в установленные сроки, в течении пяти лет, это будет огромным плюсом для развития Никарагуа и будет требовать повышенного внимания с точки зрения обеспечения безопасности.
Российские органы безопасности уже сотрудничают с никарагуанскими коллегами. Те, в свою очередь, вооружены еще советским оружием. Есть хорошие связи и в области борьбы с наркотрафиком – очевидно, что наркоторговцы попытаются использовать и будущий канал. Поэтому Россия заинтересована в том, чтобы строительство было завершено — это один из проектов, стабилизирующих всю мировую обстановку, что сейчас особенно важно. Важно, например, в условиях ситуации на нефтяном рынке — у Никарагуа хорошие отношения с Венесуэлой, являющейся экспортером нефти, заинтересованной в появлении новой артерии, которая в принципе очень важна для стран БРИКС, так как БРИКС выступает в роли определенного противовеса гегемонизму на финансовом рынке, на рынке международной торговли, альтернативы западным объединениям. И новый канал — тоже альтернатива, которая позволит более справедливо развивать мировую торговлю.
– Говоря о строительстве канала как о «стабилизирующем факторе», нельзя не замечать реакцию США на планы строительства канала через Никарагуа…
Новости партнеров
– США, конечно, не в восторге от этого проекта. Вашингтон по-прежнему смотрит на Центральную Америку, да и вообще на Латинскую Америку, как на ту зону, которой не стоит позволять развиваться самостоятельно. И, естественно, в США есть определенные силы, которые будут этому препятствовать. С другой стороны, известно и о том, что есть североамериканские фирмы, заинтересованные в строительстве канала и в дальнейшем извлечении прибыли из этого. Тем не менее, многие в США будут препятствовать осуществлению проекта, так как этот канал укрепляет позиции левого правительства Никарагуа, которое достаточно долго противостоит американцам и пытается создать условия для развития страны без сильной зависимости от США. Отсюда и роль Китая, как противовеса, и неудовольствие Вашингтона.
– Правительство России одобрило проект соглашения с Никарагуа об упрощенном заходе российских военных кораблей в никарагуанские порты. Можно ли связывать это с будущим строительством канала?
— Россия сейчас усиливает присутствие в тех частях мира, которые представляют для нашей страны интерес. У нас развивается военно-техническое сотрудничество со многими странами Латинской Америки — в частности, идет разговор о создании ремонтной базы на Кубе. Идет интенсивная работа по защите национальных интересов в ключевых зонах. Это, безусловно, важно, и это возможно.
Если наши суда будут ходить по каналу, то военное прикрытие этого пути будет осуществляться. И это соответствует всем нашим интересам, как с точки зрения появления нового торгового пути, так и с позиции развития нашей оборонной промышленности, которая будет в этом участвовать. А степень участия — со временем посмотрим. Канал только начинают строить и закончат не ранее, чем через пять лет…
Сооружением канала под названием «Большой канал Никарагуа» длиной 278 км будет заниматься китайская компания HKND Group, оценивающая стоимость проекта в $50 млрд. Церемония запуска амбициозного проекта состоялась с участием руководства китайских (точнее – гонконгских) инвесторов в городе Ривас на юге страны – во главе с бизнесменом Ван Цзином, пообещавшим изменить к лучшему жизнь одной из самых бедных в Западном полушарии стран. К слову, китайцы проявили интерес и к возможному строительству канала через Колумбию…
Проекты по прорытию в Никарагуа канала, соединяющего Атлантический и Тихий океаны, существовали давно – еще в XVIII веке, а первая попытка топографического исследования перешейка на территории Никарагуа с целью прокладки канала была сделана в 1830 году. В 1880 году образовалась «Северо-Американская компания» для постройки Никарагуанского канала, но эта компания распалась, и позже образовалась новая. Компания Никарагуанского канала вошла в соглашение с республиками Никарагуа и Коста-Рикой и в феврале 1889 года приступила к работам. Однако Компании Никарагуанского канала так и не удалось собрать весь необходимый для постройки канала капитал или убедить правительство США взять постройку его в свои руки.
В конце концов два океана были соединены в другом месте – в Панаме. Длина Панамского канала составляет 81,6 км. Его строительство стало одним из крупнейших и сложнейших строительных проектов в истории человечества. Среднее время прохода судна по этому каналу составляет 9 часов, минимальное — 4 часа 10 минут. Ежегодно через Панаму проходят около 14 тыс. судов, несущих около 280 млн т груза. При этом канал перегружен, так что очередь прохода по нему продаётся на аукционах. Суммарная плата за проход судна по каналу может достигать $400 тыс.
Как ожидается, новый путь через Никарагуа, соединяющий два океана, будет длиннее, глубже и шире, чем Панамский канал. Сторонники проекта уверены, что «Большой канал» поможет Никарагуа серьезно подзаработать (центральноамериканская страна надеется в будущем перевозить 5% всех коммерческих морских грузов), удвоить ВВП и решить проблему бедности, тогда как более скептически настроенные наблюдатели опасаются экономической неэффективности этого строительства. Те же, кого беспокоят экологические проблемы, не исключают негативного влияния на крупнейшее в стране озеро Никарагуа. Неудивительно, что открытие строительства канала прошло на фоне многочисленных акций протеста местных жителей.
Новости партнеров
Пока начались работы над подъездной дорогой к тихоокеанскому порту, откуда начнется канал. В планах, как сообщает Би-би-си, значится строительство двух портов, аэропорта, создания туристической и экономической зон. Как ожидается, строительство должно завершиться через пять лет, а уже в 2020 году «Большой канал Никарагуа» должен быть открыт. А эксперты полагают, что новая транспортная артерия позволит закрепить влияние в регионе Китая, конкурирующего с Соединенными Штатами. Именно США в свое время играли огромную роль в сооружении Панамского канала – он контролировался американцами вплоть до 31 декабря 1999 г., после чего был передан правительству Панамы. И не удивительно, что на днях американская дипмиссия в Никарагуа потребовала от властей этой страны прозрачности и публичности в вопросе о строительстве нового канала, а также раскрытия деталей экологического мониторинга и проведения тендеров. Вряд ли в Вашингтоне так уж сильно обеспокоены состоянием никарагуанской окружающей среды, а вот активное проникновение китайцев в Западное полушарие – это уже серьезно…
Леонид ИВАШОВ, президент Международного центра геополитического анализа – о соглашении об упрощенном заходе российских военных кораблей в порты Никарагуа:
«Подписание такого соглашения свидетельствует о том, что наши корабли будут приближаться к берегам США. Россия будет нести боевое дежурство неподалеку от Соединенных Штатов и плюс мы берем на себя обязательства охранять строительство нового канала, который будет строиться в Никарагуа.
Это означает также, что Россия будет проводить политику неядерного сдерживания, о чем было прописано в военной доктрине от 26 декабря 2014 г.
Суть договора заключается в том, что корабли и личный состав после похода или несения боевого дежурства могут отдохнуть, сойдя на берег пополнить запасы пресной воды, продовольствия.
Конечно это не военное базирование, плюс в том, что корабли будут заходить без особого таможенного досмотра, будет только пограничный контроль. Упрощенный порядок подразумевает, что дружественный порт берет на себя обязательства поставок воды, продовольствия и т. д. на дружественных началах без всяких накруток.
Никарагуа — это «первая ласточка», думаю, вскоре договоры будут подписаны и с Кубой и Венесуэлой, возможно с другими латиноамериканскими странами.
Если говорить об охране строящегося канала, то существует тройственная договоренность между Китаем, Россией и Никарагуа. Китай берет на себя основную долю работ по строительству канала, Никарагуа предоставляет свою территорию, а Россия взяла на себя функцию охраны и обороны от всякого рода посягательств, террористических актов, попыток саботажа и т.д. С этой целью там корабли и будут присутствовать — и, я так полагаю, не только корабли.
США конечно попытаются противодействовать этому строительству. Я думаю, что будут осуществляться дипломатические препятствия, давление на правительство Никарагуа и других стран, которые готовы заключить подобные соглашения. Это будет и политическое давление, может быть и какое-то противодействие методом проведения специальных мероприятий — диверсий, террористических действий»…
Ренат Абдуллин, Андрей Яшлавский, Александр Степанов