19 декабря Барак Обама подписал новый указ о санкциях в адрес Крыма. При этом в Белом доме рассматривают его не как шаг в сторону эскалации, а как элемент для выстраивания диалога с Москвой…
Новости партнеров
Меры, безусловно, должны быть приняты — принцип взаимности в дипломатии еще никто не отменял — однако они обязаны быть тождественны действиям соперника. То есть незначительными. И принятие Акта, и подписание указа в силу их содержания или прописанных ограничений в применении сложно рассматривать как серьезные шаги в сторону эскалации ситуации и конфликта — скорее это наращивание потенциала на фоне нежелания усугублять конфликт с Москвой.
На сегодняшний день администрация Обамы находится в политическом тупике. С одной стороны, она считает, что Россия должна быть примерно наказана. Хотя бы в качестве примера остальным потенциальным нарушителям установленных Штатами норм поведения. В разговоре с корреспондентом Эксперта высокопоставленный сотрудник Белого дома пояснял, что за украинской ситуацией пристально следят в Пекине. И если китайцы увидят, что русским простили Крым, то они могут предпринять неприемлемые для США действия в юго-восточной Азии.
Однако с другой стороны Белый дом опасается потерять управление кризисом и допустить его перерастание в полномасштабный конфликт с Россией. Если давление на Россию будет слишком сильным, то в Кремле могут посчитать, что конфликт перешел в стадию войны или войны на периферии, и перейти на соответствующую модель поведения и ответов. В результате Россия может превратиться в американского врага в обозримой перспективе. Понятно, что эту войну Москва не выиграет — военно-экономические потенциалы двух государств попросту несопоставимы. Однако она в состоянии нанести американцам неприемлемый ущерб. Речь не только о ядерном ударе по США и возможном тесте статьи 5 устава НАТО (предполагающей коллективную оборону), но и о провоцировании международного экономического и политического кризиса а также резком усилении политико-ресурсного потенциала Китая.
И в этой ситуации самое неприятное для США в том, что они понятия не имеют какой их шаг в Кремле могут истолковать как переход от конфликта к войне. Поэтому Белый дом и пытается вести себя максимально осторожно в вопросах санкций и давления, одновременно с этим тщательно прощупывая почву перед тем, как на нее ступить. В свою очередь, России не стоит бездумно использовать американские страхи, в частности, выставлять красные линии там, где их нет. Если Москва даст понять, что воспримет актом войны незначительный шаг Вашингтона, то ей могут просто не поверить, предпринять этот шаг и, когда российский ответ не последует, посчитать, что страхи относительно российской реакции попросту преувеличены. Что повлечет за собой резкое ужесточение позиции и обострения американо-российского коннфликта.
По всей видимости, пока красные линии в Кремле выставили правильно, и Барак Обама осознал, что давление на Крым не рассматривается Москвой как «неприемлемый ущерб». Поэтому он пытается извлечь максимум внешне- и внутриполитических дивидендов на этой площадке (под внутриполитическими дивидендами понимается защита от обвинений в трусости и пассивности республиканских конгрессменов). «Новый указ проясняет ситуацию для американских корпораций, ведущих бизнес в регионе, и подтверждает, что Соединенные Штаты не смирятся с российской оккупацией и попыткой аннексии Крыма»,- заявил президент.
Между тем, на деле позиция Вашингтона даже в крымском вопросе не так однозначна. В США понимают, что Крым является сакральной территорией в российском сознании, и даже если к власти в России придет умеренный либерал, он попросту не сможет отказаться от Крыма. Именно поэтому, возможно, высокопоставленный представитель Пентагона в разговоре с корреспондентом Эксперта не говорил о возврате полуострова Украине как условии нормализации отношений с Россией. По его словам, Москва должна лишь согласиться на «международно-приемлемый статус Крыма». Непонятно, о каком конкретно статусе идет речь, однако столь широкая формулировка оставляет значительное пространство для маневра.
Москве стоит согласиться на обсуждение вариантов подобного статуса, который оставит Крым под фактическим суверенитетом России но при этом хотя бы отчасти позволит спасти лицо Украине и Западу. Он не только ликвидирует одну из причин нынешнего конфликта, но и может иметь более широкое политическое значение. В частности, этот прецедент можно будет применить для решения территориального конфликта на противоположных, восточных границах России — претензий Японии на Курильские острова. В Токио прекрасно понимают, что отжать у Москвы острова будет очень непросто, если не невозможно. Однако многочисленные публикации в СМИ и заявления чиновников сделали вопрос возврата территорий сакральным для общества, поэтому ни один японский премьер не сможет публично махнуть рукой на острова. Даже понимая, что территориальный вопрос блокирует возможность углубления связей с Россией — критически важную задачу японской дипломатии в свете наращивания «враждебным» Китаем экономической, политической и военной мощи вкупе с ослаблением веры в американские гарантии безопасности…
Новости партнеров
Геворг Мирзаян