Россия может и не строить «Южный поток», если Европа хочет взять на себя риски нарушения поставок газа Украиной, считает глава МЭР Алексей Улюкаев. Вся эта история с заморозкой «Южного потока» возродила старые идеи альтернативных газопроводов. «Руки помощи» предложили сразу Иран, Азербайджан, а на днях еще и Израиль…
Если у Европы есть потребность в снижении транзитных рисков, Россия построит газопровод «Южный поток», если такой потребности нет, то газопровод можно и не строить. Такое мнение высказал министр экономического развития Алексей Улюкаев.
Новости партнеров
«Южный поток» – это способ гарантировать и снять транзитные риски для европейских потребителей. И это понятно всем, кто получает российский газ через Украину. Поэтому если Европа откажется от «Южного потока», то она должна взять на себя риски нарушения гарантий поставок газа, добавил Улюкаев.
На фоне напряжения отношений России и Европы и политического замораживания ЕС строительства «Южного потока» стали возрождаться старые, давно забытые идеи об альтернативных газопроводах в Европу.
В сентябре работу в этом направлении начал Азербайджан, а чуть раньше «руку помощи» европейцам решил протянуть Иран. С предложением к Европе избавиться от присутствия Газпрома на днях выступил также Израиль.
«Любой новый газопровод, который идет в Европу, является альтернативой газпромовскому газу. Потому что потребление газа в ЕС не растет, и, скорее всего, ощутимого роста в ближайшие пару десятилетий мы не увидим», – говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. «Газопровод из Азербайджана мощностью 10 млрд – альтернатива. Газ из Израиля также угрожает Газпрому. Но газопровод из Ирана – это преждевременный разговор, хотя и его нельзя исключать в будущем как конкурента», – добавляет он.
Труба из Ирана
Тегеран в августе неожиданно предложил Европе вернуться к давно забытому и нереализованному проекту газопровода «Набукко» через Турцию, Болгарию, Румынию, Венгрию и Австрию. Но по нему надо добиваться сотрудничества с Азербайджаном, ибо ресурсной базы Ирана будет недостаточно. А пока Тегеран не теряет надежды, что сможет поставлять сырье в сжиженном виде. СПГ-терминалы в Европе имеются, вопрос в том, как много сжиженного природного газа захотят покупать европейцы, учитывая, что цена на него вдвое выше, чем на российский газ.
Правда, Ирану ко всему прочему надо еще добиться снятия санкций Запада. Впрочем, в последнее время заметно желание Ирана дружить с Россией, причем долго. Это доказывает не только «бартерная сделка» по покупке Россией иранской нефти в обмен на российские товары, но особенно подписанное недавно соглашение на строительство целых восьми атомных реакторов в Иране российским Росатомом. Такая дружба дает основания надеяться, что Россия сможет убедить Иран продавать свой газ в Европе как минимум по цене не ниже газпромовской.
Новости партнеров
А вот Азербайджан и Израиль могут ударить по Газпрому на европейском рынке сильней.
Труба из Азербайджана
В Баку в сентябре уже стартовало строительство газопровода «Южный газовый коридор», по которому азербайджанский газ с месторождения Шах-Дениз должен пойти в Грузию, а дальше по уже имеющейся инфраструктуре в Турцию. А весной следующего года в Турции должен начаться монтаж Трансанатолийского газопровода TANAP, который позволит доставлять газ в Болгарию. Чтобы он пошел дальше и дошел до Греции, Албании и Италии, планируется соорудить также Адриатическую ветку – TAP. Общая сумма инвестиций четырехступенчатого проекта – 45 млрд долларов.
Первый азербайджанский газ с месторождения Шах-Дениз дойдет до Турции, как планируется, уже в 2018 году. Начало экспорта газа с Шах-Дениз в Европу было намечено в 2019 году, однако буквально на прошлой неделе глава компании «Южный газовый коридор» Афган Исаев перенес сроки на 2020 год. Выросли также и суммарные инвестиции в этот проект – до 50 млрд долларов.
Газопровод из Израиля
Израиль пока не строит, но решил возродить старую идею. Министр энергетики Сильван Шалом на прошлой неделе предложил ЕС построить газопровод через Кипр и Грецию до Италии. Ресурсная база трубы – месторождение Тамар на Средиземноморском побережье. Причем странам Южной Европы эта идея понравилась, заявил Сильван Шалом после общения с министрами энергетики средиземноморских стран – членов ЕС, передает израильское издание The Times of Israel. В частности, Кипр, Греция и Италия готовы к осуществлению амбициозного проекта.
При этом Израиль предлагает далеко не самый дешевый вариант прокладки трубопровода. Дешевле было бы провести трубу через Египет и Турцию, но в Египте политическая нестабильность, а в Турции у власти находится президент, который является ярым критиком Израиля и вряд ли захочет иметь с ним дело.
По данным другого израильского издания MIGnews, протяженность газопровода из Израиля составит 1250 километров, а проходить он будет на глубине 3 тыс. метров под водой. Стоимость строительства оценивается в 15 млрд долларов. Предполагаемые объемы поставок газа из ближневосточного региона составят до 10 млрд кубометров ежегодно.
Новости партнеров
Мечты и реальность
Желающих заполучить якобы освобождающееся после России насиженное газовое место в Европе много. Сейчас Россия обеспечивает 30% потребностей Европы в газе, поставляя ежегодно 160 млрд кубометров газа. Однако все разговоры о том, что израильский газ, точно так же как азербайджанский, смогут полностью избавить Европу от российского газа, беспочвенны.
Во-первых, Россия поставляет газ сейчас. Отсутствие «Южного потока» – это риски самой Европы. Первый же азербайджанский газ из Шах-Дениз поступит не раньше 2020 года, причем срок был сдвинут на один год вперед сразу после начала строительства первого этапа. А когда Баку дойдет до европейской части проекта, дедлайн может сдвинуться еще дальше (в случае если проект еще будет актуален).
«Перспектива строительства газопровода из Израиля в Европу, думаю, не меньше 10 лет. Построить можно быстро, но много времени уйдет на согласование и оформление ресурсной базы и строительство трубы», – говорит Алексей Гривач из Фонда национальной энергетической безопасности. «Учитывая, что еще надо осваивать месторождение, застраивать инфраструктуру и строить газопровод, самый оптимистичный срок – это конец этого десятилетия, но реальный срок скорее за пределами 2020 года», – отмечает также Сергей Пикин.
Второй важный момент – это ресурсная база как азербайджанского месторождения Шах-Дениз, так и израильских Тамар и даже Левиафан. Ни одно это месторождение не способно поставить голубого топлива в Европу даже близко в таком объеме, который обеспечивает и гарантирует Россия. Конечно, реализация этих трубопроводов снизит долю Газпрома на европейском рынке. Но всего на несколько процентов. Азербайджан обещает наладить поставку 10 млрд кубометров газа в Европу, Израиль – еще столько же. А Газпром поставляет 160 млрд кубов. Потерянные 20 млрд кубов к тому времени уже с лихвой будут компенсироваться китайскими поставками.
Казалось бы, запасы месторождений в Азербайджане и Израиле огромны. Однако с ними не все так просто. Это новые и к тому же не самые простые для добычи залежи газа. Так, доказанные запасы Шах-Дениз составляют 1,2 трлн кубометров. Однако в рамках первой стадии с месторождения добывается пока только 9 млрд кубометров в год с планом увеличить до 10,4 млрд кубов. Трубопровод TANAP будет рассчитан на поставки 16 млрд кубометров газа, 6 из которых получит Турция, а остальные 10 пойдут в Европу.
Израильские месторождения Тамар и Левиафан также огромны. Последнее стало крупнейшим из обнаруженных в 2000-х годах. Оценочные запасы Левиафана – 453 млрд кубометров газа, Тамар – 235 млрд кубов.
«Однако извлечь эти запасы не так просто. Это шельфовая добыча, поэтому говорить о том, что это ресурсная база мирового класса, не приходится. У Кипра тоже есть запасы в 100 млрд кубометров, из которых извлекаемых может быть лишь половина. Ресурсная база Израиля меньше ресурсной базы Шах-Дениза в Азербайджане, которая будет давать в лучшие годы 25 млрд кубометров в год, из которых в Европу попадет только 10 млрд кубов.
Поэтому можно говорить, что Израиль придет к максимальной добыче в районе 20 млрд кубометров газа, половина которого нужна для собственного рынка. И что останется для Европы после этого – большой вопрос», – считает Алексей Гривач. Европа получит 10 млрд кубов в лучшем случае.
«И если израильский газ придет на юг Италии, то он будет скорее прямым конкурентом азербайджанского газа, который собираются туда же привести в 2020 году. Поэтому новости о трубопроводном проекте Израиля должны нервировать в первую очередь инвесторов проекта «Шах-Дениз» и акционеров газопроводов, которые сейчас строятся через Турцию», – считает Алексей Гривач.
Наконец, третий важный момент заключается в затратах на эти проекты и в конечной стоимости азербайджанского и израильского газа для европейцев. Заглядывать так далеко сложно. Однако уже сейчас понятно, что себестоимость добычи и доставки этого газа в Европу по трубе будет выше, чем вести голубое топливо из России. Поэтому не факт, что цена азербайджанского и израильского газа окажется лучше, чем у Газпрома.
«Себестоимость добычи на израильских месторождениях определенно выше, чем на Ямале. Надо идти на большую глубину. Это новое месторождение с высокими инвестициями. Также у Газпрома вся инфраструктура построена еще в советское время, кроме «Северного потока». Соответственно, затраты на поставки газа в Европу будут меньше. Израилю же придется развивать проект с нуля, отбивать инвестиции, которые будут закладываться в транспортные расходы. Когда газ идет в Европу, транспортная составляющая и необходимость отбить инвестиции меньше», – отмечает Сергей Пикин.
По его оценке, израильский проект в целом будет сопоставим по инвестициям с «Южным потоком» в 22,5 млрд евро. Поэтому заявленную оценку газопровода из Израиля в Европу в 15 млрд долларов он считает заниженной.
Еще в начале года такие радужные идеи по «спасению» Европы от российского газа вряд ли можно было услышать. Но теперь ситуация изменилась.
«С учетом текущей политической возни Европа готова наступить на горло собственной песне и спонсировать даже те проекты, которые не только близки по рентабельности, но даже хуже газпромовских. Яркий пример – строительство СПГ-терминала в Клайпеде в Литве, где газ очевидно дороже получается, чем газпромовский», – говорит Сергей Пикин.
С другой стороны, одобрение Европой любого подобного проекта косвенно играет на пользу российскому продавцу газа. «Просто потому, что для того чтобы такие проекты были реализованы, Европа должна видеть газ на своем балансе на долгосрочную перспективу. Российский газ выглядит самым конкурентоспособным из налаженных поставок», – считает Гривач.
Все эти идеи с новыми газопроводами – отдаленное будущее и в ближайшие минимум шесть лет на позициях Газпрома в Европе никак не скажутся. «Единственная возможная проблема для Газпрома на европейском рынке – это если вдруг Европе перестанет быть нужен газ сам по себе. Но в этом случае говорить о перспективах израильского или азербайджанского газа тоже будет смешно», – иронизирует Гривач…
Ольга Самофалова
Читайте также:
Евросоюз открывает новый фронт энергетических войн. Не имея замены российским энергоресурсам, Еврокомиссия приступает к созданию региональных сетей в странах Центральной и Восточной Европы, включая строительство единой газопроводной системы Польши, Словакии и Венгрии с целью ослабить энергозависимость этого региона от России и облегчить реверсные поставки газа на Украину. Однако заполнять эту трубу придётся опять-таки российским газом… Еврокомиссия приняла решение выделить первый транш дотационных средств в размере 4,6 млн евро на начало строительства газопровода между Словакией и Польшей. В дальнейшем планируется продолжить газопровод в… Читать дальше »