Скорость, с какой происходит формирование Евразийского экономического союза (ЕАЭС), вызвала столь же стремительный рост сопротивления этому процессу. В Казахстане спекуляции по поводу возможности «казахстанского майдана» вошли в оборот и уже стали привычными. Политическим движением это ещё не назовёшь, но уже осваиваются методики, подобные украинским. Есть полная уверенность на тот счёт, что финансируется эта активность из того же – евро-атлантического – кармана. Итак, кто задумывается об «украинизации» Казахстана и каковы шансы тамошнего майдана?…
* * *
Новости партнеров
До сих пор главным врагом казахстанской оппозиции были президент Назарбаев и его окружение. Им вразнобой пытались противостоять умирающие левые, набирающие вес исламисты, придворные националисты, а также представители либеральной буржуазии, пострадавшей в процессе дележки и экономической конкуренции.
Режим реагировал на их деятельность сравнительно спокойно – давил, покупал, заигрывал. Для такого политического аса, как Назарбаев, даже попытка американцев взорвать Жанаозен и террористические угрозы салафитов оказались сравнительно несложными испытаниями. Однако теперь, когда тесная интеграция с Россией и Белоруссией стала реальностью, режим представился более серьезной опасностью для тех, кто контролирует на Западе казахстанскую оппозицию.
Оживились не только «лондонские казахи», но и внутренняя оппозиция, объявившая своим главным врагом ЕАЭС. Оживляют их всех европейские и американские фонды. Курирующий Казахстан заместитель госсекретаря США Уильям Бернс может это подтвердить.
Одной из самых заметных черт подготовки к дестабилизации Казахстана стало изменение направления ударов местной национал-демократической оппозиции. Теперь их волнуют не семья Назарбаева, коррупция или наступление ислама. Теперь все их силы сосредоточены на отражении «экспансии Кремля».
Ради такого дела в Казахстане даже создан полувиртуальный Антиевразийский форум, который штампует свои призывы-обращения «сопротивляться и протестовать».
Весьма показательна в этом отношении позиция популярного в республике журнала ADAMbol, издаваемого мечущейся Гульжаной Ергалиевой. Если раньше это издание выделялось спорадическим противостоянием режиму и даже позволяло себе рафинированное русофильство, то с началом украинского кризиса большую часть своих площадей журнал стал уделять открытой антироссийской пропаганде и резкой критике ЕАЭС. Не оставляет впечатление, что редакцией управляет рука, пахнущая свежеотпечатанными долларами …
Страницы журнала запестрели заголовками «Народ не давал согласия», «Таможенный союз пошел кривой дорожкой», «Признаки российской экспансии в Республике Казахстан», «Предчувствие войны. С кем будет Казахстан?» и т.п.
Новости партнеров
Теперь «руку Москвы» ищут во всем, вплоть до анекдотичных заявлений о «следах ФСБ» в скандальном сентябрьском марше футбольных фанатов клуба «Актобе».
Известные и не очень, а то и вовсе сомнительные личности скулят о несостоятельности ЕАЭС и призывают выступить против «союза с агрессором». В начале октября в Алма-Ате прошла пресс-конференция, на которой четыре человека — правозащитник Г.Агелеулов, экономист Д. Кривошеев, педагог Б. Исаева и политолог Р.Жумалы — заявили о «недопустимости союза с Россией, действия которой сегодня осуждает весь мир».
Аргументы: «граждане Казахстана неполноценно информированы о выгодах и рисках экономического союза», «казахский язык вновь окажется на задворках», «казахская молодежь будет воевать по всему миру за имперские амбиции Путина»… Самым сильным доводом в пользу этой агитации стала ссылка Кривошеева на его беседу с бывшим министром экономики РФ А.Нечаевым, который, оказывается, шепнул экономисту об ужасах, грозящих Казахстану в результате союза с Россией (журнал ADAMbol , 2014, №37).
* * *
Более серьёзным выглядит навязывание обществу мнения о том, что Назарбаев с подачи своего платного советника Тони Блэра сделал… «европейский выбор»!
Лозунг «Казахстан – Европейская держава» активно раскручивается в СМИ, публикуется хронология двусторонних отношений ЕС — Казахстан, мусолится тема сближения с Европой и необходимости углубления взаимодействия в рамках подписанного Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Евросоюзом и Казахстаном.
Рядом «мыслителей» вполне серьезно рассматривается даже вступление республики в состав НАТО!
Посредством печатных и электронных СМИ (в меньшей степени телевидения) граждан убеждают, что в последнее время Назарбаев испугался возвышения России и теперь поддерживает «европейские устремления Казахстана». Всячески распространяется заявление Елбасы «о праве Казахстана выйти из Таможенного союза». Даже отложенный визит Медведева в Ереван (якобы после обострения разногласий с Казахстаном по поводу членства Армении в ЕАЭС) приписывают «росту российско-казахстанских противоречий».
Новости партнеров
Нередко повод к «евровозбуждению» подают и государственные чиновники. Глава казахстанского МИД Ерлан Идрисов высказал мнение, которое выдают за «новый определяющий вектор внешней политики»: «Это соглашение (СПС. – А.У.) будет иметь всеобъемлющий характер, будет отражать существующее зрелое и равноправное партнерство между Казахстаном и ЕС, основанное не только на общих интересах, но и на общих ценностях, на взаимопонимании, взаимоуважении и взаимной выгоде».
Всё это сразу же вызывает ассоциации с Украиной, а сам украинский опыт с горячностью обсуждается в социальных сетях казахскими противниками союза с Россией.
* * *
«Одно спасение – изучать украинский опыт!» С таким призывом выступил журналист Максим Боранбаев. Надо сказать, украинская тематика глубоко уязвила казахстанское общество, и даже, как уверяют противники интеграции, «уже расколола нас на две части». И действительно: пока одна часть казахстанцев собирает деньги и гуманитарную помощь для русского Донбасса, другая либо потирает руки после каждого залпа украинской армии по Донецку, либо уже зовет на местный майдан.
Позицию Назарбаева, который, как и подобает восточному политику, ведет очень осторожную политическую игру, местные майданутые вроде упомянутого политолога Расула Жумалы называют «ущербной и несостоятельной».
В «оппозиционном Казахстане» естественными стали выпады против Новороссии, прямые оскорбления её лидеров и всякая чушь, заимствованная с аккаунтов Бориса Немцова.
Не секрет, что еще до начала активного противостояния в Киеве эмиссары казахской оппозиции были там частыми гостями. Теперь количество приезжающих из столицы Казахстана в Киев заметно выросло, и они не просто разглагольствуют – они проходят тренинги, перенимают опыт, готовятся взорвать Астану или Алма-Ату.
Среди частых посетителей Киева можно назвать журналиста радиостанции «Эхо Москвы» Сакена Аймурзаева, близкого к арестованному «казахскому Березовскому» Мухтару Аблязову, Бахыта Кетебаева и многих других, кто уже давно готовят «сюрпризы для России». Кстати, характерными для казахстанских, как и украинских, «борцов с Путиным» являются их постоянные поездки в Москву и Петербург, обучение там детей, ведение бизнеса…
Одним из кураторов «обмена опытом» между украинскими и казахстанскими сторонниками евро-атлантической интеграции является Аманда Пол – ведущий сотрудник брюссельского Центра Европейской политики (European Policy Centre). Благодаря этой англичанке, которая занимается Украиной, опыт победившего украинства передаётся казахстанским оппозиционерам.
* * *
1 октября 2014 года Мажилис (нижняя палата) парламента Республики Казахстан ратифицировал договор между Казахстаном и Россией о добрососедстве и союзничестве в XXI веке, а также договор об ЕАЭС. Этот политический шаг вызвал ответные действия оппозиции, предпринятые точно по украинским рецептам. По республике стали распространять списки депутатов, поддержавших договор под заголовком: «Они проголосовали за зависимый суверенитет…». Одновременно распространяется информация личного характера о голосовавших, разворачивается их травля в СМИ.
Сходство приёмов дестабилизации по сравнению с тем, что имело место на Украине, наблюдается даже в деталях. Так, недавно российский фильм «Поддубный» вызвал бурю протеста украинских националистов, завопивших, что москали опять украли «украинского героя». Теперь, оказывается, российские «киношовинисты» оскорбляют память казахского супермена Хаджимукана.
Доходит до мерзости: полковника российской армии Серика Султангабиева, закрывшего собой гранату и спасшего своих солдат, стали называть в социальных сетях предателем, так как лечение и реабилитацию он проходит не в Казахстане, а в России…
Молчавшие до сих пор казахстанские «зеленые» вдруг в лице секретаря Евразийского объединения Зеленых партий Серикжана Мамбеталина стали резко выступать против готовящегося строительства атомной электростанции. Дело в том, что строить АЭС будет Россия, привидевшаяся Серикжану тем злом, которое «превратит родину Абая в ядерный могильник».
* * *
С геополитической точки зрения у Казахстана и Украины действительно много общего: принадлежность Российскому (постсоветскому) геополитическому пространству, многонациональный характер общества с большой долей русских в составе населения, единые транспортные коммуникации и др. Однако мечтающим о казахстанском майдане неплохо бы усвоить, что здесь украинская рецептура может и не подойти.
В Казахстане есть три главные силы, готовые воевать с Назарбаевым, с проектом евразийской интеграции и с Россией:
1. Национал-демократическая тусовка. Она по-байски амбициозна, но разрознена, не имеет четких ориентиров и предельно зависима от грантов. Ее роль – подвывание и лай на шагающий караван. Ее нельзя сравнить с украинской, имеющей, надо признать, длительную историю и практический опыт.
2. Националисты. В Казахстане эта категория делится на две части: «бытовой самиздат» (казахи – первые люди на Земле, мы потомки Чингизхана, Байконур – казахские ворота в космос…) и «назначенные интеллектуал-националисты» вроде безусловно неординарного Айдоса Сарыма. Однако это не бандеровщина, не сформированная полутора веками идеология русофобии, которую оттачивали специалисты абвера, а затем и ЦРУ. Это не 20-летнее промывание мозгов в системе образования и полевых лагерях.
3. Исламисты. Тут действительно серьезная угроза для Казахстана, как показал опыт последних 10 лет. Однако этот политический сегмент пока не оформлен в качестве майданного, да и активность его может закончиться лишь расколом юной казахстанской государственности, что подтверждают претензии уйгурских фундаменталистов.
И тем не менее Республику Казахстан уже раскачивают и будут раскачивать – планомерно, методично, целенаправленно. Социально-экономические трудности помогают раскачке. Однако и они — не тот случай, чтобы уничтожить страну, как уничтожают сегодня Украину яценюки и порошенки. А «жаждущим перемен» казахстанским майданутым полезнее всего съездить на Донбасс, чтобы мысленно спроецировать на свою землю запах пожарищ и горелых трупов, картины варварства и мародерной доблести батальонов бандерюгенда. Захотят они после этого увидеть пылающими Алма-Ату, Чимкент, Астану, Караганду? Или они думают, что в их случае война пройдет стороной? Им бы не Аманде Пол в рот смотреть, а вот этот украинский опыт изучить…
Андрей Уваров
Читайте также:
Минувшие выходные предоставили яркий пример той информационной войны, которая ведется против России противниками собирания русского мира и реинтеграции постсоветского пространства. Целый ряд СМИ вышли с сообщениями о резком ответе, который президент Казахстана Назарабаев дал на слова Путина о Казахстане, сказанные в пятницу на «Селигере». Что же произошло на самом деле?… В минувшую пятницу во время посещения лагеря на Селигере Владимир Путин среди прочих ответил и на вопрос, который ему задала московская студентка. И сам вопрос, и ответ Путина стоит привести полностью. – Сегодня не смолкают разговоры по поводу национализма на Украине. Но н… Читать дальше »