На совести американцев лежит дестабилизация в Сирии, геноцид христиан и курдов на Ближнем Востоке. В Афганистане и Северо-Западной провинции Пакистана никто не может точно сказать, сколько погибло мирных жителей в результате ударов, в том числе, американских беспилотников. Думаю, речь идет о десятках тысяч человек.
Теперь США разожгли конфликт на Украине – в непосредственной близости от российской границы. Поэтому, на мой взгляд, главным врагом нашей страны и нашего народа на сегодня являются именно США.
– Как выглядят две другие важнейшие мировые угрозы?
– Вторая по значимости, после США, угроза – это «Исламское государство». Это тоже террористическое государство, созданное, кстати, благодаря деятельности США, Турции, Саудовской Аравии и Катара. ИГ реально угрожает национальной безопасности России, в том числе потому, что в его рядах воюют несколько тысяч российских граждан, а также граждан из ряда государств СНГ, с которыми у России безвизовый режим. Для нас это – очень серьезная угроза.
На третьем месте – лихорадка Эбола. Я считаю, ее не следует недооценивать.
– Однозначно в списке мировых угроз – «Исламское государство», – убежден президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. – Особенно если понимать под ИГ не конкретную организацию, которая ведет боевые действия в Ираке и Сирии, а сеть радикальных исламистских организаций по всему миру. Эта сеть устроена по принципу сообщающихся сосудов. Даже если в Ираке удастся подавить ИГ, то, перегруппировавшись, эта радикальная исламская структура может осуществить экспансию в другом регионе – например, в Центральной Азии, в том числе в ее постсоветской части.
Другая мировая угроза связана с процессами глобальной миграции. Сейчас идет великое переселение народов с Юга на Север, и оно во многом затрагивает Европу, Россию и США. Барак Обама об этой угрозе не говорит, поскольку является сторонником мягкой миграционной линии, но суть дела от этого не меняется. Объективно, глобальная миграция – очень серьезный вызов для разных сегментов европейской цивилизации, к которым относится и Россия.
Безусловно, к числу мировых угроз следует отнести и специфическую философию вмешательства, реализуемую США. Я имею в виду концепцию вмешательства, которая не подразумевает устойчивой ответственности глобальной империи за стабильность в зонах своего влияния. На деле, философия американской империи в ее нынешнем виде – ключевая угроза для мира.
Речь идет не об империализме самом по себе, хотя у нас империализм принято ругать. Но если сравнить Американскую и ту же Британскую империи, сравнение окажется не в пользу американцев. Британская империя, безусловно, часто приходила с огнем и мечом, но при этом она ориентировалась на установление устойчивого порядка в зонах своего контроля. И, кстати говоря, на развитии этих зон – институциональном и экономическом. Об Американской империи, и ее деятельности в мире ничего подобного сказать нельзя…
– Весьма значимой мировой угрозой является дестабилизация политического и социально-экономического положения на глобальном и региональном уровнях, – считает заведующая кафедрой сравнительной политологии МГИМО, профессор Оксана Гаман-Голутвина. – Такого рода дестабилизация всегда чревата распространением нестабильности: взрывом неконтролируемой миграции, усилением перемещения оружия и взрывчатых веществ, ростом экономической нестабильности.
Если говорить конкретно, угроза для России, прежде всего, – это дестабилизация на Украине. Она характеризуется многочисленными негативными последствиями для РФ, начиная от разрыва экономических связей и заканчивая потоками беженцев. К настоящему моменту на территорию РФ, спасаясь от войны, въехало около миллиона украинских граждан, и это создает серьезную нагрузку на российскую инфраструктуру. Помимо прочего, нестабильность на Украине грозит расползанием военного конфликта.
Если конкретизировать угрозу глобальной дестабилизации – это, конечно, чреватая многими рисками деятельность «Исламского государства». Она создает угрозы для целого ряда государств постсоветского пространства, и по цепочке, волной, может дойти и до нас.
Угроза дестабилизации на постсоветском пространстве, к сожалению, обостряется в связи с трудностями понимания национальных интересов РФ рядом ее партнеров. Зачастую эти интересы не принимаются во внимание, в результате сегодня в международных отношениях доминирует тональность Холодной войны. Это также вызывает значительную озабоченность и опасения.
– Среди западных партнеров, которые нас не понимают, США – на первом месте. Мы можем сказать, что политика Штатов является для нас угрозой?
– Я бы сказала, что позиция Штатов по отношению к нашим национальным интересам, неготовность принимать их во внимание, – это фактор риска…
– Главная угроза – это инертность самой России, – считает политолог Юрий Солозобов. – Инертность нашей элиты, ее готовность сидеть в нефтегазовом «болоте», вместо того, чтобы осуществлять модернизационные преобразования.
Еще одна угроза – попытки Запада сделать из нас картонную «империю зла», дутого врага, – такого же мелкого, как вирус Эболы, и почти такого же страшного как «Исламское государство». Это крайне некомфортная для нас роль на мировой арене, и Россия должна из этой ловушки выбраться.
Наконец, третья угроза – нереализация наших планов по интеграции Евразийского пространства в самостоятельного игрока, способного интегрировать пространство между Китаем, Кореей и Евросоюзом, и быть надежным мостом между двумя гигантами – ЕС и КНР (шире – странами АТЭС).
Именно эти три угрозы я считаю важнейшими на ближайшее пятилетие…
Андрей Полунин