Стрелков – при всей харизме и военных талантах – представлял Россию. Он, напомню, гражданин РФ, доброволец, который участвовал в событиях в Крыму, и не скрывал, что по просьбе своих донбасских товарищей хотел бы реализовать похожий сценарий на Донбассе. Это же можно отнести к Бородаю. Думаю, теперь их места должны занять уроженцы Луганска и Донецка.
Что касается Болотова, при всех своих героических качествах, он не смог организовать успешную наступательную операцию, и очевидно не справлялся одновременно с военным и политическим руководством республикой.
На мой взгляд, череда отставок говорит о том, что управление Новороссией будет более централизованным. Сейчас, когда часть трассы из Изварино на Луганск перекрыта украинскими войсками, вопрос о централизации власти и жесткой координации действий ополченцев стоит особенно остро.
– Есть версия, что в отставку уходят те, кто фактически составлял «партию войны». И что выгодны эти отставки, прежде всего, донецкому олигарху Ринату Ахметову – это по его карману бьет каждый снаряд, который выпускает украинская армия. Договариваться Ахметову проще с местными, и поскольку Стрелков и Болотов уходят – значит, олигарху удалось продавить свою позицию, и дело пахнет сепаратным миром. Это похоже на правду?
– Ахметов, конечно, продолжает играть значительную роль в событиях на Донбассе, но преувеличивать ее не стоит. Надо понимать: сейчас на Юго-Востоке Украины сражаются силы, перед которыми Ахметов, сам по себе, не представляет чего-то слишком ценного и крупного. Эти силы – Россия и США – рассматривают олигарха исключительно как инструмент. Если он полезен, его будут использовать, если окажется бесполезен – его просто-напросто уничтожат.
– О чем тогда будут договариваться Порошенко-Баррозу-Путин, если такая встреча состоится?
– Уверен, это встреча не для «слива» Новороссии, и не для выработки условий ее капитуляции. Скорее, это попытка начать процесс по выработке реального компромисса, который, будучи заключен закулисно, в какой-то мере устроил бы всех.
Мы хорошо знаем историю Приднестровской Молдавской республики. Она до сих пор остается непризнанной – ее не признали даже на волне политического энтузиазма 2008 года, когда РФ выступила на защиту Южной Осетии.
ПМР, тем не менее, успешно существует с 1992 года. Она выдержала военное столкновение не только с Молдавией, но и поддерживающей молдаван Румынией, и даже добилась определенного признания на международном уровне.
В ситуации с Новороссией, думаю, сценарий может быть похожим. Но, в отличие от ПМР, у Новороссии есть важный и позитивной фактор: она граничит с Россией, и может получать из РФ практически неограниченную помощь – как от общественных организаций и частных лиц, так и – в виде гуманитарной помощи – от государства. Это делает Новороссию на порядок более способной к сопротивлению, чем ПМР.
– Перестановки в руководстве Новороссии – тонкая аппаратная игра, – уверен замдиректора центра политической конъюнктуры Александр Шатилов. – При этом, вариант сдачи Донбасса в принципе не рассматривается: сейчас и ополчение находится на подъеме, и Москва не отказывается от его поддержки. Скорее, речь идет о том, чтобы передать бразды правления местным политикам и военным, которые непосредственно связаны с Луганском и Донецком.
Есть еще момент. Стрелков был необходим для раскручивания первой фазы протеста в Новороссии. Сейчас, не исключаю, его полномочия решили передать тем, кто будет новое государство обустраивать и, возможно, расширять.
У киевского руководства сегодня все валится из рук: проваливается мобилизация, украинские войска несут колоссальные потери, а общественное мнение начинает колебаться. В этой связи кто знает, в каком еще регионе Юго-Востока может появиться Игорь Стрелков?!
В то же время, мы видим попытки России не рвать окончательно отношения с Западом – несмотря на санкции и обмен взаимными угрозами. Москва пытается не столько договориться с Западом, сколько найти схему компромисса, который бы учитывал интересы России, и интересы тех, кто поддержал Новороссию. Думаю, Запад, особенно европейцы, уже не видит прежнего интереса в нынешней Украине, которая все сильнее погружается в хаос. Это значит, Запад готов идти на компромисс, и переговоры возможны.
Словом, я не вижу трагедии в нынешних кадровых перестановках: они никак не влияют на положение Новороссии. Более того, именно сейчас у Донецка и Луганска имеются хорошие шансы нанести Киеву очередное серьезное поражение…
– На мой взгляд, волна замен одних лидеров другими необходима для консолидации управления, – считает президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко. – В том числе, управления военного, для придания ему большей эффективности. Использовать этот фактор можно и для переговоров Порошенко-Баррозу-Путин, и для контрнаступления.
Однако напомню, что переговоры с украинским руководством много раз анонсировались и начинались, но всегда заканчивались ничем. Я лично не вижу у Порошенко возможностей вести конструктивные переговоры – в этом случае украинскому лидеру, грубо говоря, могут свернуть шею прямо в Киеве, и сделают это его же радикальные соратники. Баррозу, к слову сказать, тоже неубедительно смотрится в роли модератора переговоров – он, по большому счету, уходящий политик.
С моей точки зрения, попытка стабилизировать конфликт на Донбассе навредит и РФ, и Юго-Востоку. Россия не сможет влиять на ситуацию на территориях, подконтрольных Киеву. Это значит, через некоторое время после стабилизации на Донбассе начнется голод и холод, и виноватой в этом объявят Россию.
Я, конечно, не знаю, как собирается действовать российское руководство. Но один только факт прихода гуманитарного конвоя, вопреки истерике Киева, говорит о том, что Россия готова к обострению…