Единственный выход из этой ситуации для киевских властей – развязывание локальной войны. Это позволит отвлечь внимание населения от насущных проблем и списать экономические неудачи на внешнего врага – Россию. И самый удобный повод для такой войны – нанесение удара по Крыму.
– Какую позицию в этой ситуации занимает российское руководство?
– Для Кремля превращение Крыма в горячую точку крайне нежелательно. Это позволит и украинской, и западной пропаганде муссировать тему о том, что включение Крыма в состав России ничего не принесло жителям полуострова.
Российская элита эту угрозу хорошо осознает, доказательство тому – экстренный созыв Совбеза РФ. Скорее всего, он означает, что на военные притязания Киева планируется дать жесткий ответ. В случае если украинские войска и их союзники попытаются вторгнуться в Крым, возможно, будет проведена ограниченная военная операция со стороны России, – как на приграничной с Крымом украинской территории, так и в других районах Украины. На мой взгляд, в этом случае может повториться абхазско-южно-осетинский сценарий.
– Чем такая операция закончится?
– Пока об этом говорить рано. Учитывая растущую степень напряженности вокруг Украины, она может закончиться как поражением «незалежной» и парадом победителей в Киеве, так и локальной операций, которая обеспечит безопасность Крыма и, возможно, Донбасса, что сделает Новороссию состоявшемся государством.
– Как на такое развитие событий отреагирует Запад?
– Для западных игроков, прежде всего США, заинтересованных в погружении евроазиатского континента в хаос, война в Крыму – удобное средство для сохранения своей глобальной финансово-экономической системы. Эту систему именно сейчас стали оспаривать страны БРИКС, при активном участии России. Возможно, именно эта причина является основной и глубинной для развязывания войны в Крыму. Тем более, момент для этого вполне удачный: украинская государственность находится под внешним управлением, не является независимой даже в малой степени и представляет собой инструмент воздействия внешних сил на Российскую Федерацию.
– Киев сконцентрировал довольно крупную группировку на границе с Крымом, – отмечает президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко. – Так что потенциальная возможность начать боевые действия на полуострове у киевских властей есть.
Более того: 22 июля Порошенко подписал указ о частичной мобилизации, и документ практически сразу утвердила Верховная Рада. Планируется, что эта мера позволит Киеву поставить под ружье еще около 30-50 тысяч призывников. Таким образом, общая численность силовых подразделений на Украине может быть доведена до 200 тысяч человек.
Это значит, что с намерением Киева вернуть Крым следует считаться. Киев и раньше неоднократно пытался спровоцировать прямое военное столкновение с Российской Федерацией. А поскольку эти попытки ни к чему не привели, киевским властям остается одно – просто напасть на Крым. Киев в этой ситуации может заявить, что ни на кого не нападает и лишь пытается вернуть «аннексированную» территорию.
Кроме того, сейчас Киев пытается активно – хотя и безуспешно – додавить Юго-Восток. Понятно, если Юго-Восток будет додавлен, то высвободится дополнительное количество украинских войск. Их, несомненно, перебросят к Крыму, и тогда атака на полуостров из потенциально-возможной станет неизбежной.
– Но боеспособность украинской армии всегда оценивали как низкую, а Крым тяжело атаковать чисто технически. В чем смысл затевать крымскую кампанию?
– Вы неправильно оцениваете намерения Украины. Задача, с точки зрения Киева, состоит не в том, чтобы захватить Крым или разгромить Россию, а чтобы втянуть РФ в военные действия. Для этого украинской армии не нужно быть сильнее российской. Если вы – хлюпик, это не означает, что вы не можете плюнуть в физиономию чемпиона мира по боксу. Следствия такого поступка – другое дело, но спровоцировать драку можно.
– Если такая провокация будет предпринята, мы будем вынуждены отвечать?
– Будет провокация – будет война.
– В этой ситуации Запад тоже будет держать сторону Киева?
– Это будет зависеть от конкретного внешнеполитического контекста. Если нападение на Крым произойдет в ближайшее время, когда не додавлен Юго-Восток, Запад постарается от Киева дистанцироваться. Он также постарается дистанцироваться, если Россия предъявит убедительные доказательства вины Украины в гибели малайзийского «Боинга». Впрочем, США поддержат Украину в любом случае. Вопрос только в том, пойдут ли американцы дальше заявлений в этой поддержке – будут ли оказывать Киеву военно-техническую помощь и активно подталкивать ЕС к введению секторальных санкций против России.
– Если Юго-Восток держится, какова вероятность нападения на Крым?
– На мой взгляд, она все равно близка к стопроцентной: перед гибелью режим Порошенко попытается развязать войну с Россией. Понимаете, потерпеть поражения от повстанцев на Юго-Востоке, и поражение от сверхдержавы – не одно и то же. Если даже через крымскую границу попытается прорваться один украинский батальон, и если Россия, отвечая, не пересечет границы Крыма, Порошенко, удрав из Киева в Канаду или США, сможет рассказывать, что он – президент в изгнании, потому что огромная и страшная Россия напала на молодую демократию. А если его победят украинские повстанцы, Порошенко – никто: кровавый тиран, свергнутый собственным народом…
– Прорыв на полуостров украинскими вооруженными силами вряд ли возможен, – уверен академик Академии геополитических проблем Леонид Ивашов. – Скорее, киевские власти попытаются развернуть в Крыму разведывательно-диверсионную и диверсионно-террористическую деятельность, а также организовать блокаду полуострова.
К этому, конечно, нужно готовиться. На мой взгляд, в Крыму стоит создать собственный региональный Совет Безопасности, а также развернуть структуры территориальной обороны и разведорганов. Возможно, именно это и обсуждали на заседании Совбеза РФ.
– Вы говорите, попытка военного вторжения в Крым невозможна. Почему?
– Крым соединен с материком узким перешейком, и российским военным его легко заблокировать. Если украинская армия пойдет на прорыв, это приведет к ее концентрации на узком участке. По нему сможет очень эффективно работать и российская штурмовая авиация, и артиллерия. Учитывая низкую боеготовность украинской армии, она не сможет совершить прорыв в таких условиях.
– Попытка военного захвата Крыма возможна, если только киевскому руководству окончательно сорвет крышу, – убежден военный эксперт Виктор Мясников. – В этом случае возникнет локальный вооруженный конфликт, который не перерастет в масштабную войну. Российская армия отбросит украинские части, возможно, как было в случае с Грузией, отберет у украинцев часть вооружения, – и на этом все остановится. РФ совершенно не заинтересована в том, чтобы вторгнутся на Украину и завязнуть в местной войне.
Думаю, максимум, на что реально может пойти Киев – забросить в Крым диверсионные группы, а также попытаться поджечь полуостров изнутри с помощью крымских татар. Но татары, замечу, уже получили достаточно льгот от России и едва ли заинтересованы, чтобы подставиться по-крупному…