В Украине объявлена очередная авантюра государственного размаха – премьер-министр Арсений Яценюк пообещал провести самую масштабную за годы независимости кампанию по приватизации госсобственности. Очевидно, затянувшийся политический кризис оказался настолько губительным для украинской экономики, что другого выхода, как разбирать по кирпичикам остатки промышленного потенциала УССР, у новой власти просто не осталось…
Арсений Петрович на первый взгляд производит впечатление человека грамотного. Молодой, перспективный, образованный, с хорошим английским — он типичный чикагский мальчик, обласканный любовью заботливых родителей. По логике вещей, именно с таким премьером страна должна войти в благополучную экономическую гавань, полную прогрессивных идей и свободных от номенклатурных предрассудков инициатив. Но только стоит Яценюку открыть рот, как перед нами предстает все тот же оголтелый популист, политический понтовщик, флюгер, ударившейся в ура-патриотизм, который мало чем отличается от всей предыдущей демократической братии. Они все, как сошедшие с конвейера. От этого и импотенция в идеях, и тяга нагло прикрывать чьи-то бизнес-интересы экономической целесообразностью.
Новости партнеров
Сегодня «экономическая целесообразность» привела Арсения Петровича к мысли, что ради блага многострадального отечества нужно продать остатки госсобственности советского периода, так сказать, окончательно освободиться от сковывающего по рукам и ногам тоталитарного прошлого, которое только плодит коррупцию и заставляет государство нести убытки. Речь идет о судьбе двухсот государственных предприятий, которые в 2014 году будут выставлены на продажу. Любопытнейший документ под названием Постановление «Про утверждение объектов права собственности, которые подлежат приватизации в 2014 году» уже как по маслу прошел правительственный комитет и вскоре будет вынесен на суд Кабмина. Вне всякого сомнения, изменения в него будут внесены только косметические.
Итак, Арсений Петрович со своей командой очередных профессионалов планирует в 2014 году за счет приватизации пополнить бюджет на 30 млрд. грн. Что такое для обывателя 30 млрд.? Да ничего. Очередная хрен знает какая цифра «из ящика». Чем она отличается от 30 млн. или 3 млрд. Давайте пойдем методом сравнения. Что такое 200 промпредприятий? Это десятки тысяч рабочих мест, инфраструктура, которую выстраивали годами и непаханая целина для государственного менеджмента, который, по идее, должен был бы стремиться сделать из них прибыльные активы. При этом аналогичного рода предприятия не строятся в Украине уже три десятка лет – за годы независимости, кроме распиаренного завода Пинчука, мы ничего аналогичного не построили. Бросили это на одну чашу весов.
Теперь посмотрим, что бросаем на другую — 30 млрд грн. Теперь перевожу на более понятный язык – это $2,5 млрд. Что такое 2,5 млрд долларов? Это дежурный кредит МВФ, большая часть которого идет на такое же дежурное затыкание дыр и обслуживание бездонного внешнего долга украинского государства. $2,5 млрд – это в 2,5 раза меньше той суммы, которую украинские товаропроизводители будут ежегодно терять от введения Россией пошлин на импорт. $2,5 млрд. долл. – это в 2 раза меньше той суммы, которую мы должны России за газ. И этот список можно продолжать.
Такая цена за 200 крупных промышленных предприятий – это издевательство над целыми поколениями украинцев, знающих, что такое тяжелый физический труд. Это посмешище для американских брокеров, знающих цену каждому доллару. Это халява для плюющих на социальные обязательства инвесторов, готовых вкладывать деньги в рискованные страны, с лихвой отбивая эти риск за счет превращения населения в дешевую рабсилу. И все ради того, чтобы получить смехотворную затычку, которая для большинства населения так и останется очередной строчкой в бегущей строке «демократических СМИ».
Это крайне хорошо характеризует новую власть. Если не знаешь что делать, а деньги нужны – продай. Так делал Янукович, так делал Ющенко, так делал Кучма и так делает Порошенко. При этом адекватной публике до сих пор не понятно, как какая-нибудь «Криворожсталь» может быть в госсобственности убыточной, а после приватизации приносить новому собственнику операционной прибыли в $1,2 млрд. (2007 год). Учитывая то, что продали «Криворожсталь» за $4,8 млрд, выходит, собственник окупает эту «убыточную» и «устаревшую» дуру за какие-то 5 лет? Коррупция говорите? — так это другой вопрос.
Где же обещанные реформы, где «меч Майдана» над головой чиновников, где молодые кадры, которые приходят работать на страну? Почему же они, менеджеры, не могут обеспечить эффективное управление предприятиями, привлекая в бюджет ежегодно миллиарды долларов, способных стать альтернативой всем внешним займам?
Все потому, что в Украине приватизация после каждой смены власти была и остается бизнес-ярмаркой, которой отбивались вложенные в политику ресурсы. Учитывая то, что сегодня Украина находится на грани дефолта, и платежеспособных игроков на рынке мало, ярмарка переименовывается в распродажу. Причем, почерк и интересы конкретных картелей вполне узнаваем.
Новости партнеров
С чем на этот раз решило распрощаться украинское государство? Все почему-то ухватились за «Укрспирт». С ним на самом деле все просто. Здесь и момент водочного лобби, которому уже просто надоело покупать спирт у естественного монополиста. И социальные последствия в виде появления липового спирта в огромном количестве и общего падения качества отечественного алкоголя в целом. И, конечно же, радужные перспективы создание полноценных алкогольных империй с замкнутым циклом производства.
Гораздо интереснее поговорить, например, об «Укрнефти». Всего из себя убыточного предприятия, которым уже на 42% владеет группа «Приват» Игоря Коломойского. Как послушаешь, так одни проблемы: и финансовые катаклизмы замучали, и добычу на Западной Украине свернули, ну просто обнять и плакать. При этом о своем желании купить «Укрнефть» долгое время говорили в «Газпроме». А теперь как, не комильфо же оккупантам активы продавать? А кроме русских покупать «Укрнефть» особо некому, да и сам Коломойский неоднократно порывался продать свою долю. Все бы логично, если бы не амбиции иностранных нефтевиков поживиться на рынке украинских нефтепродуктов. Тогда и Коломойскому доля пригодится — дивиденды же не пахнут. А самостоятельно с Боголюбовым что-то модернизировать, это же геморрой, зачем?
По аналогичной схеме планирует Яценюк пустить с молотка и прибыльный «Турбоатом», который принес в прошлом году в бюджет более полумиллиарда грн. Проблема «Турбоатома» во многом типична для украинских промышленных гигантов – критическая зависимость от России. Учитывая то, что государству принадлежит полный пакет акций предприятия (более 75%), главное условие, которое будет поставлено новому собственнику, – переориентировать актив на поставки в Европу, тем самым попытавшись насолить России, в которой аналогов продукции «Турбоатома» действительно нет. И крайне интересна цена вопроса. Называют сумму в 5 млрд. грн. Это же просто смешно…
Эпопея вокруг многострадального Одесского припортового завода продолжается. Он тоже в списке. Предприятие уже окончательно угробили, доведя до полной убыточности (абсолютно искусственно). Рыночная стоимость актива упала в несколько раз за более чем 10 лет приватизационных конфликтов. Главный потенциальный покупатель – Дмитрий Фирташ, который, если таки договорился с властью (а так предполагать есть все основания), с легкостью получит этот долгожданный кусок пирога. Когда сделка состоится, можно будет смело утверждать, что Фирташ за несколько месяцев получил от Порошенко больше, чем от Януковича за несколько лет.
Естественно, конфликтов не избежать, и мы еще увидим борьбу олигархов за активы. Например, за Запорожский титано-магниевый комбинат, который одновременно интерес и Коломойскому, и Фирташу. При «старом режиме» Фирташу удалось заполучить 49% продукции комбината, однако, если государственную часть в ходе приватизации выкупит другой игрок, все потуги «газового барона» будут сведены на нет. Не стоит забывать, что ЗТМК очень тесно связан с крымскими предприятиями аналогичного профиля и рынком СНГ, что в принципе ставит под сомнение существование завода, который рискует застрять в приватизационных тяжбах еще на несколько лет.
Расширяющий свой бизнес Игорь Коломойский не скрывает своих хищнических амбиций в отношении химических предприятий, которые с недавних пор считаются вотчиной все того же Фирташа. И если к ЗТМК у Коломойского косвенный интерес, то за «Сумыхимпром» начнется настоящая война. На кону 99% акций и заявленная цена в унизительные 405 млн. грн. У Коломойского шансов явно больше – если Фирташ выторговывает у Порошенко, в первую очередь, сохранность своего бизнеса, то Коломойский является непосредственным творцом нового украинского порядка, поэтому с украинским президентом говорит, как минимум, на равных.
Именно поэтому анонсированная Яценюком приватизация – это не что иное, как сочетание государственной бестолковости с дерибаном собственности и неприкрытым лоббированием бизнес-интересов бенефициантов майдановской эпохи. С точки зрения экономики мы получим очередные копейки за оставшиеся стратегические объекты, пытаясь залатывать бюджетные дыры за счет наследия ненавистного «совка»…
Виталий Филипповский,
Новости партнеров
украинский журналист, политический аналитик
Читайте также:
10 июля, выступая на третьем Всеукраинском аграрном форуме, глава украинского правительства Яценюк пообещал «самую масштабную приватизацию за 20 лет». Прошло всего несколько дней и более-менее детальный план предстоящей распродажи (к сожалению, в русском языке нет слова, которое бы объединило семантику понятий «расхищение госсобственности» и «мародёрство») попал в СМИ. Как видим, речь идёт о 200 объектах, в числе которых стоит особо выделить: — концерн «Укрспирт»; — Национальный выставочный центр «Экспоцентр Украины» (бывшая ВДНХ УССР, находится в Киеве, общая площадь — более 283 га); — Одесский припортовый завод (конечный пункт аммиакопровода Тольятти-Горловка… Читать дальше »