Однако пока не решен главный вопрос: кто будет оператором платежной системы. Глава «Сбербанка» Герман Греф предложил создать платежную систему на основе ОАО УЭК (дочка Сбербанка, то есть фактически предложил себя в качестве оператора системы) на базе технологии «ПРО 100». Соответствующее предложение он направил президенту. По словам Грефа, следует развивать систему УЭК и создавать условия для проведения расчетов внутри России по картам любых платежных систем на базе УЭК. Для реализации этих задач Греф предлагает срок в три месяца, а базой для них считает внесенные в Госдуму депутатские поправки к закону «О национальной платежной системе», предписывающие проводить внутрироссийские платежные трансакции исключительно на территории России.
«Как только будут приняты законы, мы не рассматриваем эту систему как систему Сбербанка, мы сразу же уходим от контроля этой компании — «Универсальная электронная карта», — мы предложим всем желающим банкам войти в состав уставного капитала. Там не будет ни одного контролирующего банка, это будет компания, которая будет обслуживать все банковские транзакции», — рассказал Греф на совещании с президентом.
В то же время Центробанк заявил, что не собирается создавать НПС на базе технологий Сбербанка. Банк России предлагает сделать оператором НПС некоммерческую организацию, которую он сам учредит вместе с банками и платежными системами, в том числе иностранными, следует из отзыва на поправки в закон об НПС, подписанного первым зампредом ЦБ Алексеем Симановским.
Предложенный ЦБ вариант уже опробован на практике Китаем. В КНР с 2002 года действует национальная платежная система China UnionPay. Она учреждена именно как ассоциация китайских банков, а её акционерами являются более 200 организаций. Контрольного пакета ни у кого нет: крупнейший акционер держит до 6%. При этом UnionPay является крупнейшей в мире системой и занимает первое место по количеству выпущенных пластиковых карт, которые принимаются в 141 стране.
По оценкам экспертов, подобный расчетный центр потребует как минимум 3 миллиарда рублей инвестиций, но вернуть их можно будет уже за год. И это будет дешевле варианта с УЭК.
Каждый из предложенных вариантов имеет свои плюсы и минусы, — говорят банкиры и аналитики.
«Вариант Сбербанка подразумевает замыкание на нём рынка в 3 трлн рублей, что вызывает непонимание ВТБ, который также был расчётным центром ещё до санкций. В тоже время опросы населения показывают, что перевод через банк кажется большинству наиболее понятным, выгодным и безопасным. Успех платёжной системы зависит от узнаваемости. Массовой будет только платёжная система, которая в восприятии связана с известным брендом», — рассуждает директор аналитического департамента United Traders Михаил Крылов. Вариант с НКО, по его мнению, более цивилизованный, сокращает риск монополизации. «Среди расчётных центров платёжных систем и до санкций были НКО (речь об НКО ОРС), к тому же у ЦБ опыт организации платёжных систем богаче, чем у Сбера», — говорит Крылов. Платёжная система Банка России — самая крупная российская платёжная система. НКО будет проще расширять сеть партнёров в регионах, где позиции Сбербанка не так сильны. «У этого варианта нет недостатков, кроме одного: без денежного интереса крупного банка платёжная система начнёт восприниматься как балласт», — отмечает эксперт.
Коммерческий директор ООО МФО «Народная Казна» Александр Гуськов соглашается с аргументами Крылова. «В принципе, оба решения имеют право на существование. С одной стороны, выступает один из крупнейших банков РФ, банковские карты которого есть практически у каждого гражданина РФ. С другой стороны, идея ЦБ РФ создать независимую структуру, которая будет выполнять исключительно функции платежной системы, хороша тем, что позволит этой организации стать максимально прозрачной и управляемой как с точки зрения ценовой политики, так и с точки зрения контроля за оборотами средств по представленным НПС инструментам», — говорит он.
«Нужно искать середину, поскольку у каждого из предложенных вариантов есть свои существенные изъяны. Если говорить о создании НПС на базе Сбербанка, то это будет несправедливо по отношению к другим кредитным организациям. По сути это будет означать прямую зависимость одних коммерческих банков от другого и без того крупнейшего в стране. Такой шаг совершенно очевидно не будет способствовать развитию конкуренции в российском банковском секторе и превратит Сбер из системно значимого в системообразующий. Второй вариант также не без изъяна: некоммерческая организация не преследует цели максимизации прибыли, а значит, не заинтересована в улучшении качества сервиса и обслуживания. Некоммерческая организация не участвует в конкурентной борьбе, у нее нет стимулов к развитию. Компромиссным вариантом может служить создание НПС на базе частной коммерческой структуры, которая бы не зависела от одного конкретного банка, а соблюдала интересы большинства кредитных организаций. С другой стороны, и у создания НПС есть альтернативы: отказаться от услуг Visa и MasterCard в любом случае не удастся, да и сами компании не заинтересованы в потере российского рынка. Если обе стороны заинтересованы в дальнейшей совместной работе, то можно было бы создать НПС не вместо, а вместе с этими компаниями на условиях защиты интересов российских банков и их клиентов», — предлагает Нарек Авакян, аналитик финансовой компании AForex…