Семейство Рокфеллеров готовится официально приступить к добыче российской нефти. Согласно информации, попавшей сегодня в СМИ, компания с незатейливым названием Rockefeller Oil Company в ближайшее время выкупит у ВТБ 100%-ный пакет «Технефтьинвеста» за $1 млрд. Разведанные запасы компании включают 180 млн тонн нефти и 20 млрд кубометров газа, причем разработка некоторых месторождений уже ведется. Таким образом, семейство Рокфеллеров, которое пять поколений назад начало формировать свой капитал на нефтедобыче, официально войдет на российский рынок добычи углеводородов. Впрочем, эксперты отмечают, что сделка достаточно невелика по объемам и ее нельзя назвать «расцветом инвестиций»…
Компания, подконтрольная представителем шестого поколения Рокфеллеров–одного из наиболее влиятельных финансово-промышленных кланов в мире–Стивена Кларка Рокфеллера предпринимает уже не первую попытку войти на российский сырьевой рынок. В 2012 году его фонд BESS хотел выкупить у «ВТБ Капитала» и АЛРОСА 51% акций в ЗАО «Геотрансгаз» и долю в ООО «Уренгойская газовая компания» за $612 млн, сообщает «Коммерсант». Но сделка так и не была закрыта, а АЛРОСА решила развивать газовые активы самостоятельно.
Новости партнеров
Масштаб сделки, о которой Рокфеллеру, по всей видимости, наконец, удалось договориться, мягко говоря, не впечатляет. 100% нефтедобывающей компании «Технефтьинвест» обойдутся Rockefeller Oil Company в $1 млрд, которые достанутся «счастливому обладателю» промышленного актива – ВТБ. Тем не менее, не стоит недооценивать тенденции – во многом, по мнению экспертов, представителю мировой финансовой элиты достаточно легально войти на рынок, а цена в данном случае – вторичный фактор.
Основными активами «Технефтьинвеста» являются семь участков в ЯНАО и ХМАО. В частности, компании принадлежат лицензии на Пальниковский и Центрально-Таркосалинский блоки в ЯНАО. В их рамках открыто четыре месторождения: нефтяное Пальниковское, нефтегазоконденсатное Дремучее и нефтяные Северо-Таркосейское и Таркосейское. Также в ЯНАО расположен Известинский блок, принадлежащий компании «Янгпур», входящей в группу «Технефтьинвест».
Срок почти всех лицензий истекает в 2025 году. Их суммарные запасы составляют 181 млн тонн нефти и 19,3 млрд кубометров газа.
При этом, «Технефтьинвест» сложно назвать успешной компанией. По данным издания, этот актив, вероятно, был предложен практически всем основным участникам российского рынка, однако никто им не заинтересовался. Компанию «подкосил» кризис 2008 года, после которого компания не смогла обслуживать свои многочисленные кредиты. Согласно озвученным данным, к концу рокового 2008 года долгосрочные обязательства компании составляли 26,5 млрд руб., а к концу 2011 «Технефтьинвест» обладала кредиторской задолженностью в 44,8 млрд руб., а с ноября 2012 года компания находилась в состоянии ликвидации.
С этой точки зрения, приобретение такого «сложного» актива сложно назвать особо удачной инвестицией. Однако по мнению экспертов, в этой ситуации речь идет о том, что иностранные инвесторы, в том числе и Рокфеллеры, готовы платить достаточно большую маржу в виде долгов компании за право войти на российский сырьевой рынок. Отметим, что в новой истории Рокфеллеры не имели активов в сырьевом секторе, хоть и присутствовали в сфере финансов. Например, известно, что именно компании Рокфеллера получили в начале прошлого века концессию на добычу и переработку бакинской нефти, то есть, фактически были монополистами по добыче и переработке каспийской нефти в СССР.
Однако сейчас финансовое положение Рокфеллеров в этом секторе далеко от монопольного. Тем не менее, не стоит исключать вариант дальнейшего расширения нефтегазовых активов в России, хотя бы для того, чтобы расширить фонд запасов углеводородов.
По мнению эксперта центра политической конъюнктуры Дмитрия Абзалова, направление на увеличение разведанных запасов в условиях общей неопределенности на рынке углеводородов становится наиболее оправданным и логичным. При этом, следует отметить, что большинство оставшихся небольших компаний не очень прибыльны и ликвидны, поскольку обладают трудноизвлекаемыми ресурсами, отметил экспертвбеседе...
Новости партнеров
– Стоит отметить, продажа дочкой российской госкомпании этого относительного некрупного актива – не самая крупная сделка, можно сказать, средняя. На днях «Лукойл» приобрел в Поволжье 100% компании «Самара-нафта» по цене вдвое дороже по стоимости (разведанные запасы – около 85 млн тонн нефти). Поэтому, это сделка среднего уровня, не топовая. Это достаточно важная сделка, связанная с привлечением иностранных инвестиций, но стоит отметить, что тут иностранцев всегда было очень много и палок в колеса никто им не вставлял. Другое дело, что на уровне крупных игроков, Роснефти, Газпромнефти, Сургутнефтегаза такие маневры уже маловероятны.
Таких небольших компаний достаточно много, но стоит отметить, что значительная часть их находится на «падающей добыче». Они ориентированы на Приволжский район, отчасти, на Западную Сибирь – это месторождения, у которых либо падает добыча, либо это месторождения с трудноизвлекаемыми запасами. С экономической точки зрения, не факт, что это прибыльные месторождения, но очевидно, что они увеличивают запасы в целом. На фоне большой неопределенности и высокой стоимости, это является знаковым направлением.
Сырьевая активность сейчас в достаточно большой цене. Достаточно мало осталось ликвидных компаний и нерезидент готов платить определенную маржу, в данном случае – в виде вот этих долгов, просто за то, чтобы зайти на сырьевой рынок. В конечном счете, цена на энергоносители формируется не из реальных запросов на «черное золото», а во многом из инвестиционной составляющей, поэтому желание хеджировать риски вполне логично в условиях высоких цен на энергоносители.
Рокфеллеры присутствовали в российской экономике в финансовом секторе, в сырьевом – это первый актив. Я не вижу здесь какой-то политической составляющей. На той же самой Лондонской бирже владеют достаточно крупными структурами организации РФ. Я бы не сказал, что данная сделка – это расцвет инвестиций в российские активы. В этом смысле, сделка с ВР намного интереснее, чем сделка Рокфеллера. ВТБ смог найти покупателя и скинул неликвидный, непрофильный актив…
Сергей Табаринцев-Романов