В минувшие выходные ушел из жизни один из наиболее одиозных персонажей политической жизни постсоветской России. Борис Березовский, которого называли и «крестным отцом Кремля» и одним из создателей «семибанкирщины», одним из наиболее влиятельных «бизнесменов» лихих 90-х, тихо умер «на чужбине» в своем лондонском особняке, фактически в полном уединении и одиночестве и, как говорят, фактически разорившимся. О покойниках, как правило, «или хорошо или ничего», однако многие сразу после известия о гибели опального олигарха высказались в стиле классика, утверждавшего, что «его пример – другим наука», а пример говорит о том, что даже очень большие деньги и очень большая власть не приносят вечного счастья, и уж, тем более, вечной жизни. Вопрос в том, захотят ли «коллеги» Бориса Березовского усвоить этот урок…
Вероятно, нет смысла подробно вспоминать о вехах жизненного пути Бориса Березовского – все, кто помнит лихие 90-е, не нуждаются в его отдельном представлении. Однако, вне всякого сомнения, следует отметить, что он был личностью неординарной, которая сумела всего лишь за несколько лет пробиться из провинциального кооперативщика в человека, который фактически вершил судьбу страны. Достаточно подробно об этом было рассказано в недавнем фильме Алексея Кондрашова, в котором подробно описывается и его восхождение к вершинам влияния, и криминальный шлейф, который оставался за ним…
Новости партнеров
Наверно, не будет преувеличением назвать Березовского наиболее ярким и влиятельным членом «семибанкирщины». Помимо финансового состояния, он был вхож в кремлевские кабинеты, имел тесные отношения с «семьей» Ельцина, хотя, по различным данным, сам Ельцин его не любил и встречался с ним лишь несколько раз. Тем не менее, считается, что члены «семибанкирщины» оказали серьезное влияние на ход выборов 1996 года, а пресловутые залоговые аукционы стали своеобразной платой президента за их лояльность. В результате аукционов, значительная часть крупнейших предприятий оказалась в руках небольшого числа бизнесменов, которых и по сей день называют олигархами. Тогда казалось, что «залоговые олигархи» будут вечны, они разворовали Россию и всегда будут на политическом Олимпе. Однако пример Березовского показал, что это не так, во всяком случае, не совсем так.
Как же сложились судьбы участников кружка «семибанкирщины»?
Борис Березовский, бывший крупнейшим медиамагнатом, привыкшим к практически безграничной политической власти, вступил в схватку с преемником Ельцина Владимиром Путиным и потерял многое из того, что было «нажито непосильным трудом». Первые обвинения против него были выдвинуты еще правительством Евгения Примакова в 1999 году. В 2001 он был объявлен в международный розыск по обвинению в мошенничестве и отмывании денег, и нашел политическое убежище в Великобритании, где и прожил следующие 12 лет. Говорят о том, что к концу жизни Березовский фактически разорился. Особенно сильным стал удар после суда с Романом Абрамовичем, с которым они «не поделили» $6 млрд. По словам адвокатов Березовского, беглый олигарх дошел до такого состояния, что был вынужден продавать свои дома, предметы искусства и занимать деньги на авиабилеты. Официально британские полицейские не озвучили результатов экспертизы, но основной считается версия либо о самоубийстве на фоне глубокой депрессии, либо инфаркт.
Михаил Ходорковский, как известно, отбывает 11-летнее заключение в колонии общего режима в Карелии. Он был арестован в 2003 году по обвинению в мошенничестве и неуплате налогов. Однако, наряду с официальной версией, бытует мнение, что Ходорковский поплатился за свои политические амбиции. Известно, что в 1999 он финансировал на парламентских выборах оппозиционные КПРФ и «Яблоко». Политолог Станислав Белковский утверждал, что Ходорковский имел президентские амбиции и обещал представителям американской президентской администрации «полное ядерное разоружение» в обмен на свой гешефт на $160 млрд. Однако самый богатый человек России не рассчитал свои силы и угодил за решетку, где находится и по сей день.
Владимир Гусинский, обладал могущественной медиаимперией, однако и он не смог удержаться на плаву после отставки Ельцина. Ему также инкриминировался ряд экономических преступлений, которых было достаточно для того, чтобы объявить олигарха в международный розыск. Гусинский успел побывать в Бутырской тюрьме, а также был арестован в Испании и Греции. Впрочем, судьба оказалась на его стороне и бывший медиамагнат, покинувший Россию в 2000 году, мирно живет в Израиле, имея гражданство этой страны. В отличие от тех же Ходорковского и Березовского, он давно перестал быть публичным человеком, а от его былой информационной империи остались информагентство Newsru.com и доли в нескольких израильских изданиях.
Александр Смоленский также ушел из большого бизнеса. В 2003 году он объявил о том, что полностью отходит от дел. Сообщалось о том, что все его активы выкупил холдинг «Интеррос», а сам банкир уже 10 лет не появляется в «светской хронике».
Владимир Виноградов, основавший один из крупнейших банков страны того времени – «Инкомбанк» пережил банкротство своего детища в 1998 году. В СМИ сообщали о том, что после развала «Инкомбанка» Виноградов пережил несколько инфарктов и инсультов, разорился до такого состояния, что последние годы жил в съемной двухкомнатной квартире, попытки заняться бизнесом были неудачными. Виноградов умер в 2008 году от инсульта.
Новости партнеров
Еще один «семибанкир» Виталий Малкин попал в центр публичного скандала чуть больше недели назад. Некогда успешный банкир выстроил удачную политическую карьеру – с 2004 года он является членом Совета Федерации. Однако, оказалось, что Малкин имеет бизнес в США, компании в Люксембурге и незадекларированную недвижимость на Корсике. Кроме этого, выяснилось, что он имеет двойное гражданство – России и Израиля и сейчас должен будет покинуть Совет Федерации. О том, какой будет его судьба в дальнейшем, говорить довольно трудно.
Фактически, не растеряли своей финансовой удачи лишь трое участников «семибанкирщины» – непотопляемый благотворитель и филантроп Владимир Потанин, далекий от политических амбиций, и сопредседатели консорциума «Альфа-Групп» Михаил Фридман и Петр Авен.
Выходит, что за неполные 20 лет от «былого величия» вершителей судеб и истории осталось не очень много. Одни умерли в нищете, другие находятся в изгнании, третьи прозябают в безвестности, и лишь меньшая часть олигархов остались «на волне».
Однако, мало кто поручится в нынешней ситуации за то, что состояния остальных олигархов останутся в неприкосновенности. Ситуация с Кипром наглядно показала, что европейская банковская система уже отнюдь не оплот надежности, а оффшоры – не вечны. Если неделю назад кипрским банкам предлагали воспользоваться своим уникальным положением и взять разовый налог со всех банковских депозитов величиной от 6,75% с вкладов до 100 тыс. евро и 9,9% с вкладов превышающих эту сумму, то сегодня уже называются цифры в 30%.
Кипр многие годы и даже десятилетия считался страной с одним из наиболее удобных налоговых режимов, поэтому огромное количество бизнесменов предпочитало хранить свои богатства именно здесь. Любовь к финансовой системе этого островного государства была столь велика, что даже российские госкомпании хранили там свои финансы, во всяком случае, об этом на днях рассказал премьер-министр Дмитрий Медведев. Кроме того, многие экономисты уверены, что помимо «белых счетов», российский бизнес активно выводил сюда «серую денежную массу», которую здесь отмывали и реинвестировали в свои же компании. Вполне вероятно, что хранили здесь свои миллиарды и те, кого можно назвать «олигархами». В этом случае, даже они должны убедиться, после того, как Евросоюз «приватизирует» солидную часть их капиталов, что «цивилизованный демократический Запад» рассматривает их не как равных партнеров, а как доверчивых дикарей, у которых в «черный день» можно в одностороннем порядке забрать необходимую часть капитала, при этом все мировое сообщество будет на их стороне.
«На самом деле, наши олигархи добровольно не хотели быть патриотами, а сейчас им придется быть патриотами в принудительном порядке. Они действительно начинают задумываться о том, как бы деньги хранить у себя дома. Думаю, что вот эта акция на Кипре заставит думать олигархов, а они, в свою очередь, окажут влияние на первых лиц государства для того, чтобы здесь действительно наводился порядок. А там, рано или поздно, все эти средства будут экспроприированы. Есть тысяча и один способ достаточно красиво провести эту экспроприацию. Кажется, наконец, самые тупые олигархи начинают это понимать«, – рассказал экономист Валентин Катасонов.
Березовский был талантливым ученым и игроком, который стал наиболее ярким из олигархов 90-х. Его можно сравнить с пиратом, смелым, храбрым, но который употребляет свою храбрость на убийства и грабежи. Он был тем командиром разбойничьей ватаги, которые всегда выбираются наверх в смутное время, но плохо кончают. Об этомрассказал политолог, доктор политических наук Сергей Черняховский.
–Борис Березовский – продукт 90-х годов, он отличался от других тем, что изначально он – серьезный ученый, которому в какой-то момент власть объявила, что наука не нужна, что научная деятельность – это тоталитарная сталинская придурь, а главное – это деньги. Главное – это умение, назовем вещи своими именами – разворовывать страну. Он решил, что если это официально объявлено, то он имеет право попробовать. Он попробовал и у него получилось. Талантливый, сильный, умный человек, но проблема заключалась в том, что он, будучи великолепным ситуативным лоббистом, разрешая одни проблемы, всегда создавал гору проблем себе же на будущее. В конечном счете, получилась такая политическая пирамида, которая, рано или поздно, должна была его задавить. В каких-то ситуациях он играл позитивную роль, в большей части случаев – негативную. Позитив получался почти случайно, когда он, например, начинал ограничивать Чубайса или еще кого-то.
Новости партнеров
Он более яркая и более выдающаяся личность, чем все они. Его волновали в первую очередь деньги и богатство, но даже не сами по себе, а как момент игры, которая очень быстро перенесла центр тяжести в политику. Деньги – это для него способ влияния. Он любил жить с большим комфортом, но политическая игра была интереснее. Он был очень талантливый игрок, но самый умелый игрок, в конце концов, либо проигрывает, либо спивается. Не знаю, что именно с ним произошло – ликвидация, убийство, на самом деле, все это детали. Если жизнь не имеет смысла, то или тебя раздавят или будешь раздавлен этой бессмысленностью. Для этих людей – это достаточно типично, но часть из них приспособилась, подстроилась, хотя лучше бы, чтобы они ушли следом за Березовским. Его отличал больший талант, больший азарт, а по беспринципности они все были равны. Он умел бороться, имел смелость бороться. Он – это образ такого пирата политического и делового. В пиратах есть своя романтика, но, какими бы смелыми они ни были, смелость они употребляли на то, чтобы убивать, грабить и пить. Были более благородные, были менее благородные, но пиратство само по себе, кроме как в красивых романах, никогда не было привлекательно.
Может быть, ему оказалось тяжелее, чем приспособившимся олигархам, потому что он был смелее, они были трусливее, ему интереснее была игра, а им – только откровенно деньги. Во всяком случае, если он свой путь прошел с определенным достоинством, то они свой проходят без этого достоинства, и хотелось бы надеяться, что с тем же результатом.
Потанин, по-моему, от политики отошел, Фридман явно хочет принести вред Путину, и финансировал борьбу против него, но боится это делать слишком откровенно. Про Авена сложнее говорить, потому что они в одной упряжке. Думаю, что с Потаниным особо ничего не случится, а Фридман с Авеном могут и «дождаться».
Нужно понимать, что это было такое время. Это точно так же, как в некую смуту в течение какого-то времени на вершине успеха оказываются командиры вольных разбойничьих ватаг, более или менее удачливые, смелые. Однако, когда смута затихает, большая часть из них кончает печально. Просто кто-то кончает печально с более ярким путем, а кто-то – с менее ярким. Когда что-нибудь подобное случится с Фридманом, так много о нем говорить не будут.
И те олигархи и нынешние – это примерно одно и то же, просто одни действовали на открытом свободном пространстве, а другие стали вписываться во власть и находить себя. В 90-е годы все они действовали достаточно одинаково. Кто-то оказался больше инкорпорирован в политическую сферу и был более азартен, а кто-то более тих. Разница между ними — как между английским джентльменом, торгующим рабами, и им же самим в более зрелом возрасте, когда он возвращается домой и на деньги от торговли рабами и пиратства покупает поместье, мануфактуру и стадо овец. Можно сказать, что современные менее шумны, менее разрушительны и менее вредны, но та генерация была, скажем так, более блестящая, более смелая. Нынешние мешают развиваться России, когда она пытается развиваться, а те ловили удачу в условиях, когда было объявлено, что каждый сам за себя, воруй столько, сколько сможешь проглотить. В каком-то плане, я бы сказал, что те были честнее, хотя разрушительнее.
Сергей Табаринцев-Романов