Владимир Путин вернулся к теме отмены перекрестного субсидирования в электроэнергетике. Нужен взвешенный подход без скачков тарифов для населения и малого бизнеса, предупредил он правительство. Но повышение цен для населения неизбежно. План Минэнерго предусматривает ввод социальной нормы потребления, сокращение потерь энергии в сетях и утверждение стандартов работы на «последней миле»… Президент Владимир Путин поручил правительству решить проблему перекрестного субсидирования в электроэнергетике. «Его применение приводит к тому, что стоимость электроэнергии из единой энергосистемы для многих промышленных потребителей приближается к стоимости энергоснабжения от собственных генерирующих мощностей», — заявил Путин в четверг на совещании, посвященном развитию российского электросетевого комплекса…
Перекрестное субсидирование — снижение тарифов на электроэнергию для одной группы потребителей (в первую очередь, для населения) за счет повышения для другой (промышленности). В России распространена так называемая практика «последней мили», когда ФСК ЕЭС передает в аренду региональные сети территориальным сетевым организациям (ТСО), те в дальнейшем обеспечивают поставку крупным потребителям. Добавление звена в цепочку энергопоставок увеличивает конечную цену электроэнергии для крупных предприятий, что позволяет снизить тариф для мелких потребителей.
Новости партнеров
Источник, близкий к Минэнерго, отмечает, что проблема в основном касается малого и среднего бизнеса. «Для 40% потребителей этой категории выгоднее построить собственные генерирующие мощности, — говорит он, — либо напрямую подключиться к сетям ФСК, что в три раза снижает цену электроэнергии по сравнению с поставками ТСО».
Но заключить прямые договора с ФСК имеют возможность преимущественно крупные предприятия, нагрузка перекрестного субсидирования ложится на средний и малый бизнес. «В итоге эти компании становятся неконкурентоспособны», — подчеркивает источник.
Старший аналитик энергетического центра бизнес-школы Сколково Игорь Ряпин подтверждает: «Проблема перекрестного субсидирования серьезна». По его оценке, в 2011 году объем субсидирования составил 324 млрд рублей, что привело к потере 3,6 процентных пункта роста промпроизводства. Эксперт отметил, что важную роль тут играют высокие сетевые тарифы. «И крупный бизнес (при условии, что предприятия подключены не напрямую к магистральным сетям, а пользуются услугами территориальных сетевых организаций) зачастую страдает от этого больше, чем малый и средний», — говорит Ряпин.
Путин потребовал от правительства решить этот вопрос «на основе взвешенного, выверенного подхода». «Хочу сразу же подчеркнуть: главный ориентир здесь остается прежним — не допустить необоснованного роста тарифов на электроэнергию для населения и для малого бизнеса», — предупредил президент.
Источник, близкий к Минэнерго, говорит, что план мероприятий предусматривает поэтапный отход от перекрестного субсидирования. В частности, необходимо законодательно определить объемы субсидирования (в настоящее время соответствующего закона нет) и постепенно их снижать. Чтобы не вызвать социальной напряженности, будет вводиться программа защиты наименее обеспеченных групп населения. В частности, планируется ввести социальный норматив потребления электроэнергии — превышение будет оплачиваться по повышенному тарифу.
«Семья, проживающая в отдельном особняке, потребляет значительно больше электричества, чем семья, живущая в муниципальной квартире, а платят они по одному тарифу, так как субсидируются одинаково, — поясняет источник. – После введения нормы тарифы будут разными».
С другой стороны, тарифы для бизнеса будут снижаться в том числе за счет модернизации электросетей. «К 2020 году планируется сократить потери электроэнергии при транспортировке на 11%», — говорит источник. Эти ресурсы и будут использоваться для снижения цен. Кроме того, часть субсидирования предполагается переложить на те крупные предприятия, которые получают электроэнергию напрямую от ФСК и, соответственно, на сегодняшний день платят меньше.
Новости партнеров
По словам Ряпина, введение социальной нормы энергопотребления — эффективная мера. «Большое количество электроэнергии, как правило, потребляют люди обеспеченные, и именно за их счет снизится общий объем субсидирования населения, так как они будут больше платить», — поясняет аналитик. Но снижение объема потерь за счет модернизации сетей, по его словам, значительного эффекта не даст.
«Потери составляют 11–14% от общих объемов — таким образом, сокращение их на 11% даст в целом лишь около 1% экономии», — говорит Ряпин. Эксперт отметил, что особое внимание следует обратить на повышение прозрачности тарифного регулирования ТСО, в частности на расходы региональных компаний, которые они закладывают в тарифы, но которые не всегда являются оправданными. «Здесь остается большой ресурс оптимизации», — говорит Ряпин.
Изначально проблему ТСО правительство планировало решить переводом региональных организаций под контроль единого центра, для чего по указу Путина в прошлом году было создано ОАО «Российские сети». Предполагалось, что компания выкупит ТСО. «Это сотни миллиардов рублей, хотя в каждом случае, конечно, цена – это вопрос переговоров», — отмечает глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин. – Сейчас разработана новая, более рациональная схема».
«Российские сети» будут контролировать деятельность ТСО, но не путем их приобретения, а через законодательно утвержденные стандарты работы. «Таким образом отсеются псевдо-ТСО, которые существуют только на бумаге, но получают вполне реальный доход, — рассказывает Пикин. – Также будет введена система саморегулирования, что также позволит отделить недобросовестно работающие компании»…
Алексей Топалов
http://www.gazeta.ru/business/