ГлавноеБылоеЕдинство и преемственность отечественной истории... Какой учебник нужен Владимиру Путину?...

Единство и преемственность отечественной истории… Какой учебник нужен Владимиру Путину?…

Опубликовано

АВТОР: None

На прошедшей неделе Владимир Путин перевёл в плоскость политической практики ещё одну свою установку, провозглашённую в прошлогодних «предвыборных» статьях – принцип единства истории. Единства, что важно, в разных плоскостях – и в плоскости подхода к логике истории, и в плоскости общности этой логики для всех народов исторического российского пространства… Однако стоит обратит внимание, что президент не повелел «исполнить и доложить», а всего лишь предложил «подумать» над единым учебником истории… Такая путинская сдержанность привычна. Это его фирменный стиль – осторожного политика-эволюционера, склонного к консенсусу. Мы не раз говорили об этой черте – то с разочарованием, то с иронией, то с пониманием. И вот сейчас мы имеем очень показательную возможность рассмотреть эту стилистику в приложении к очевидному, как представляется, «историческому вопросу»…

Так или иначе – не указом, так рекомендацией, – президент Путин поставил перед научно-образовательным сообществом конкретную задачу. Сообщество степенно кивнуло и удалилось на раздумья, как и было сказано. И даже министр Дмитрий Ливанов дисциплинированно высказался в том духе, что «нам не нужно такого огромного количества учебников [как сейчас]». И тут же, правда, поспешил поправиться, чтобы свободолюбивые меньшинства не заподозрили его в ренегатстве и сотрудничестве с кровавым режимом: «…Хотя у учителя выбор должен быть» (!!!).

Новости партнеров

Таким образом, министр образования и науки указал президенту, что единый официальный взгляд на историю на самом деле существует. А стремительная разнузданная медийная реакция меньшинств («Путин переписывает историю!») подтвердила, что другого взгляда им не надо и никакому такому Путину с его «уралвагонколхозом» эту идиллию нарушить не дадут.

Почему?…

Потому что сегодня отечественная история – это не наука. И даже не политика. Это, по определению Владимира Мединского, «смыслообразующий элемент образования каждого человека». А шире говоря, в конечном итоге, – базовый смыслообразующий элемент культурного кода, самоидентификации, целеполагания и деятельности гражданина, общества, государства.

Кто мы? зачем мы? куда и какой дорогой идём? – без ответа на эти вопросы нас нет как страны. А ответа на эти вопросы, в свою очередь, нет без понимания нашей истории.

Это условие – естественно для исторического государства, каковым является Россия.

Именно поэтому сбой исторических ориентиров, раздробление единого и преемственного исторического сюжета, дискредитация целых исторических эпох – первейшая задача в деле уничтожения российского государства. В одном только ХХ веке так поступали февральские демократы, коминтерновские энтузиасты мировой революции, пропагандисты Геббельса, прорабы перестройки, идеологи разрушения и разграбления страны и прочие болотные меньшинства.

История – это фронт…

В последние четверть века обстановка на этом фронте – явно не в нашу пользу. Да что уж там лукавить: в последние четверть века на этом фронте неприятель одержал победу над Россией.

Торжествует единый взгляд на историю России: он в том заключается, что у России нет никакой единой истории. В ней нет логики и правоприемства, в ней нет самоценности, в ней нет побед, из неё вычеркнуты ярчайшие личности и события, подменённые в лучшем случае дешёвыми лубками, грязненькими коммерчески-политиканскими комиксами «про Гагарина», «про шальную императрицу», «про Сталинград». Конкурирующие в легальном научно-образовательно-медийном пространстве «мнения» соревнуются лишь в трактовках степени ущербности истории России и, следовательно, её народа. Именно в этой парадигме уже воспитана пара поколений.

Новости партнеров

И вот в этой ситуации Путин предлагает неприятелю капитулировать.

Ага, щас.

Помните пятилетней давности скандальчик с попсовым шоу-конкурсом «Имя России»? Это когда народное голосование естественным образом выдвинуло в лауреаты понятно кого – и пришлось во имя политкорректности идти на подтасовки. Так то – забава. А прошлогоднюю травлю упомянутого уже Мединского после его заявления насчёт фильма «Служу Советскому Союзу» – помните? А визгливую сплочённость меньшинств совсем недавно – в дни Сталинградского юбилея?

Эти примеры приводятся для того, чтобы примерно себе представлять степень готовности меньшинств не то что к капитуляции – хотя бы к переговорам.

Значит, будет бой...

К какой тактике этого боя нам следует готовиться?

Ни в своей прошлогодней статье, ни в своём недавнем выступлении Владимир Путин ничего не сказал о том, каким именно образом предполагается создание «единого учебника». Но, поскольку «кровавый диктатор», как известно, склонен с демократическим и консенсусным механизмам принятия решений, несложно предположить пару вариантов.

Первый вариант – учреждение авторитетной и именитой учёно-общественной инстанции, где был бы демократично представлен широкий спектр трактовок и убеждений. И это благородное собрание за большие бюджетные деньги будет искать внутри себя консенсус. Вы себе как-то представляете консенсус Мединского с Пивоваровым, Кургиняна со Сванидзе? Содержательным плодом такого консенсуса не может быть ничего, кроме «двух метров колючей проволоки», – но такое детям давать нельзя.

Второй вариант предлагает Виталий Третьяков в своём блоге: объявить не менее демократичный конкурс и по его итогам выбрать самый достойный продукт. То же самое, вид сбоку: по какому техзаданию пишутся конкурирующие концепции? кто и по каким критериям отбирает лучшую? Следовательно, мы опять возвращаемся к пресловутому консенсусу – и тем же «двум метрам колючей проволоки».

Новости партнеров

Ведь проблема нашего учёного исторического сообщества, да и общества вообще, – не в том, что какие-то факты из нашего прошлого не обнаружены или не исследованы. И даже не в многообразии академических методик изучения этих фактов. Это всё вопросы именно что академические, и для установления общеобразовательного канона камнем преткновения не являются.

Разруха – в головах.

Разруха – в том, что канон подменён недобросовестно политизированными шаблонами, набором лукавых трактовок под видом «объективного изложения фактов», вырванных из исторической логики и скомпилированных в угоду текущим задачам. Задачам – как правило, вредительским.

И в такой разрухе затруднительно прийти к консенсусу даже относительно фактов. Строго научные и тысячекратно подтверждённые данные о потерях СССР в Великой Отечественной и о жертвах «сталинских репрессий» объявляются «несуществующими», потому что не совпадают с фантазиями Солженицына, назначенного «совестью нации». А история Киевской Руси в публичном дискурсе из тех же соображений заменяется бессмысленной «патриотической» вознёй вокруг пресловутой «норманнской теории».

А поскольку весь этот балаган вместо канона в отечественной истории творится далеко не первое десятилетие – и начали его не прорабы перестройки и даже не большевики, – то дожидаться сколько-нибудь внятно артикулированного «общественного заказа» на такой канон тоже не приходится. Историческое сознание нашего общества, как мы с вами уже не раз говорили, стоит враскоряку, путается в опорных точках культурного кода, беспомощно ищет утешения в ярких символах или в фантомах – кто во что горазд.

По-хорошему, из этого дурдома есть только один выход.

Канон должен быть навязан… Сверху…

Именно поэтому когда-то очень давно тов. Сталин сам написал «Краткий курс». Именно поэтому сформулировал госзаказ на Александра Невского, Ивана Грозного, Петра Первого, Александра Суворова, Михаила Кутузова, Богдана Хмельницкого. Именно поэтому вернул армии-победительнице золотые погоны и Георгиевские ленточки.

Потому что история великого народа – не место для политических дискуссий и тренировок в марксизме или либерализме.

Но и тут у нас сегодня есть проблема. Выдвигая задачу единства истории, президент Путин не задаёт критериев её решения. То есть в целом – всё понятно и бесспорно: «…В рамках единой концепции, в рамках логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех её этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого», – гордость, патриотизм, воспитание, герои и всё такое. Но это – не техническое задание. Следовательно – подвержено «художественно-правдивому» осмыслению: уж сколько логики и взаимосвязи у Солженицына, Резуна и Сванидзе – обзавидуешься. И поди чего докажи – «к пуговичкам претензии есть?»

Допустим, в качестве критериев «своего» ТЗ Путин мог бы выдвинуть концепцию, разработанную Центром проблемного анализа под руководством Степана Сулакшина, – «История России. Учебник для учителей». Осмелюсь со всей необъективностью и пристрастностью заметить, что лично мне эта работа представляется убедительной, логичной, объективной и пр. И – соответствующей духу президентской задачи. Ну, может быть, учёные меня поправят – так на то они и учёные.

Но мы ведь не знаем, находится ли склонный к консенсусу Путин в консенсусе с таким подходом к единству истории. И в каких отношениях находится его консенсус с консенсусом внутри его же политической команды.

Вот ведь не нужно иметь вообще никакого секретного инсайда, чтобы догадаться, что совсем недавно по вопросу Сталинграда никакого такого консенсуса там не обнаружилось. И даже гадать не нужно, из каких соображений: «образ Сталина», «не провоцировать раскол в обществе», «мнение Европы», «есть задачи более важные», «мы и так чтим память героев Сталинграда». Потому что это и есть имеющийся в реальности канон – состоящий из шаблонов, пристрастий, текущей политтехнологии. В то время как, мы по-прежнему убеждены, речь идёт о вещах куда более важных, а именно – об одной из главных опорных точек национального культурного кода, об одной из главных опорных точек единства и преемственности отечественной истории.

…И тем не менее – задачу Путин объявил.

И этот бой мы должны выиграть…

Ради того юношества, которому нужна единая и гордая история своей страны и которому писать её продолжение.

Как минимум – мы вместе с вами будем следить за работой над концепцией «единого учебника», формулировать свои соображения и доводить их «до сведения».

Андрей Сорокин

http://www.odnako.org/


Попробуем жить без очков…

Читайте также:

На заседании Совета при Президенте по межнациональным отношениям.Место для второго заседания совета по межнациональным отношениям было выбрано как нельзя кстати — Еврейский музей и центр толерантности. Представители различных национальностей, конфессий обсуждали здесь, как развивать мир в многонациональной России. Глава государства предложил участникам совета создать единый учебник по истории, календарь памятных дат и развивать национальные виды спорта… — Наша базовая задача — укрепить гармонию и согласие в многонациональном российском обществе, — открыл заседание Владимир Путин. — Чтобы люди независимо от религиозной, этнической принадлежност… Читать дальше »



Что происходит?…





Медленно «калибры» улетают вдаль…

Успешный запуск крылатых ракет "Калибр", выполненный атомной подводной лодкой "Северодвинск", открывает новую страницу в истории глобального военно-морского противостояния Минобороны России опубликовало видео пуска крылатых ракет...

Осмысление

В Кремле прокомментировали заявления Захарченко о создании Малороссии на фоне требований из Европы осудить ее создание. После предварительных заявлений Грызлова о "несвоевременности таких действий", в Кремле...

Запад готовит Украину к войне с Россией

Саммит Украина-ЕС, участники которого так и не смогли согласовать текст совместного заявления, прочертил границу, дальше которой Украину не пустят. Запад получил от незалэжной державы ровно то,...

Читайте также

Ростислав Ищенко. Геополитическая борьба на истощение

Любая война заканчивается миром, но происходит это не сразу. Для заключения мира необходимо, чтобы...

Украину придётся уничтожить

После ударов западным оружием по России суть конфликта изменится кардинально Вброс западной прессы про разрешение...

Подобрались вплотную. У границ России появилась новая угроза

В польском Редзиково открылась очередная американская военная база. Ее строительство обсуждали почти два десятка...