ГлавноеБылоеГражданская авиация... Коммерческий интерес и инстинкт самосохранения... "Нашу авиацию почти развалили"...

Гражданская авиация… Коммерческий интерес и инстинкт самосохранения… «Нашу авиацию почти развалили»…

Опубликовано

АВТОР: None

9 февраля 1923 года Совет труда и обороны СССР принял постановление «Об организации Совета по гражданской авиации». Первым пассажирским направлением стала воздушная линия «Москва — Нижний Новгород». Сейчас в России действует более 160 гражданских авиакомпаний, которые, по разным данным, за год перевозят от 51 до 58 миллионов пассажиров… Появление пассажирского флота в то время обусловило появление еще нескольких, так сказать, «сопутствующих» структур. Так, в том же 1923 году было создано общество добровольного воздушного флота, получившее название «Добролет». Организация была весьма серьезной и дала стране тысячи подготовленных пилотов не только для гражданской, но и для военной авиации. А технический надзор за гражданской авиацией возложили на Главное управление воздушного флота…

В 1932 году в СССР утвердили специальный флаг гражданской авиации, ввели форменную одежду и знаки различия для персонала. В этом же году новая отрасль получила имя, известное и по сей день, — «Аэрофлот». Правда, сейчас это уже не полностью государственная компания.

Новости партнеров

Кстати, как гласят исторические первоисточники, с 1979 по 1988 годы во второе воскресенье февраля вообще отмечали День Аэрофлота, а не просто гражданской авиации…

Кстати, это не единственный «воздушный» профессиональный праздник в России: поголовно все воздухоплаватели страны — представители как гражданской, так и военной авиации — празднуют профессиональный праздник, День Воздушного флота России, в третье воскресенье августа.

Есть, кстати, еще и Международный день гражданской авиации, отмечаемый ежегодно 7 декабря. Этот праздник в 1996 году установила Генеральная Ассамблея ООН.

Да есть еще День дальней авиации ВВС Российской Федерации — профессиональный праздник для всех военнослужащих, имеющих непосредственное отношение к военной авиации стратегического назначения. Этот праздник отмечается в России ежегодно 23 декабря. Ну, и для полного счастья служителей неба есть Международный день авиадиспетчера, который отмечается ежегодно 20 октября. В общем, гуляй — не хочу. Но, по признанию самих пилотов российского гражданского авиафлота, главный праздник для них все-таки 9 февраля. Как минимум потому, что именно в этот день лучшим по профессии вручаются почетные грамоты, благодарственные письма и, естественно, заслуженные премии…

Впрочем, поводов для премий и благодарностей, увы, становится все меньше. Может быть, не совсем хотелось бы говорить об этом в профессиональный праздник гражданской авиации, но факты вещь упрямая. Своим мнением по этому поводу поделился заслуженный летчик гражданской авиации Николай Семенович Лужин, который несколько десятилетий водил лайнеры исключительно на дальних маршрутах:

«Увы, нашу авиацию почти развалили, и это надо признать. Коммерческий интерес стал преобладать над инстинктом сохранения. Надо начать с восстановления Министерства гражданской авиации, которое бы взяло на себя создание документов, подбор кадров, их расстановку.

Несколько лет назад министр Левитин отменил своим приказом наставления «по производству полетов» — документ, который был написан кровью. Это был основной документ, по которому работала вся гражданская авиация. В итоге все авиакомпании стали работать кто во что горазд.

Новости партнеров

Даже если мы начнем сейчас что-либо восстанавливать, мы достигнем результата советских времен только через 40 лет.

Состояние отрасли нынче — это как бы самолет, который находится в крене. Если будет нормальный командир, то мы вырулим. В этой сфере руководители должны быть профессионалами, с авиационным образованием. Но пришли дилетанты, и пошли проблемы.

У некоторых руководителей, которые сейчас управляют нашими авиакомпаниями, какое угодно образование, только не авиационное, — сельскохозяйственное, финансовое. Это топ-менеджеры, которые не понимают, что такое летный или инженерный состав, как готовится самолет к полету, как обслуживается, зато хорошо разбираются в денежных потоках».

А вот мнение заслуженного военного летчика, Героя России, генерала армии в отставке Петра Степановича Дейнекина…:

«Увы, сейчас положение дел таково, что руководители некоторых авиационных компаний выступают с предложением нанимать на работу в качестве пилотов иностранных граждан. В свое время мы сами создали себе дефицит кадров, а теперь пытаемся в погоне за прибылью его компенсировать за счет найма граждан других государств, которых придется приучать к российскому небу. При этом мы забываем о том, что у нас тысячи мальчишек мечтают о небе.

Сейчас конкурс в летные училища — один к восьми, это достаточно высокий конкурс, поверьте. Здесь свою роль сыграло и то, что пилот — сейчас достаточно высокооплачиваемая профессия. Капитаны воздушных судов получают где-то более 300 тысяч. Но, поверьте мне, это заслуженные деньги. Пилот испытывает за штурвалом страшное психологическое напряжение, ведь у него за спиной находятся сотни пассажиров. И есть моменты, которые стоят нескольких лет жизни.

Но тут важна именно летная подготовка. На самом деле если человек не получил хорошую школу летной подготовки и не понимает, чем занимается, он не справится. Гражданский пилот также ценится тем, что он умеет летать в сложных погодных условиях.

Летчиков отбирают в том числе и по тесту на психологическую устойчивость. По своим психофизиологическим данным только один из шести совершенно здоровых молодых людей может стать пилотом. В этой профессии нельзя быть трусом, нужно уметь принимать верные решения, брать на себя ответственность. Всегда нужно оценивать ситуацию таким образом, чтобы не загнать ни себя, ни воздушный корабль, ни пассажиров в какую-то ситуацию, из который уже нет выхода.

Новости партнеров

И в профессии летчика есть еще один важный момент. Нужно быть личностью. В наше время этого как раз не хватает. И капитаны воздушных судов, и капитаны наших сухогрузов и танкеров перестали быть личностями. Это большая проблема. Если взять, например, случай с президентом Польши, когда самолет заходил на посадку под Смоленском, то пилоту было дано предупреждение о том, что аэропорт закрыт туманом и нужно лететь на запасной аэродром. Но поскольку над капитаном висел дамоклов меч увольнения, он побоялся принять в этой ситуации единственно верное решение. Какие у этого были последствия, мы все помним.

Поэтому очень важно, чтобы человек не только умел пилотировать машину, но и умел владеть собой. И это достигается только воспитанием человека как личности, которое у нас, к сожалению, за последнее время утеряно. Но будем надеяться, что все изменится к лучшему»…

Но все-таки не все так плохо в нашей гражданской авиации. Этот транспорт до сих пор считается даже безопаснее железнодорожного, не говоря уж об автомобильном. В заключение этого «праздничного» материала — пилотская байка, как же без них в такой день.

Итак, перегонял как-то один гражданский летчик «кукурузник» Ан-2 с аэродрома на аэродром. Через всю страну летел… Промежуточная запланированная посадка у него была на базе военной дальней авиации — и как раз в тот момент, когда аэродром принимал полк дальних бомбардировщиков.

И вот летит этот мужчина на «кукурузнике» и слышит, как по радио переговариваются диспетчеры с экипажами стратегических «супербомберов». Сообщают им курсы, там, эшелоны и прочее. А летчики, соответственно, докладывают: «Я борт такой-то, остаток топлива типа 10 тонн, обороты в норме, шасси выпустилось!» и так далее.

Ну, мужик с «кукурузника» тоже встрял по радио (типа, а чем я хуже?): «Я борт такой-то, остаток топлива — 400 литров, иду на одном двигателе, шасси вообще не убирается…».

Диспетчеры приходят в ужас от такого доклада. Пришлось ему тут же срочно очистить полосу… И на глазах у всего аэродрома под вой сирен пожарных машин и машин скорой помощи гордо сел… тот самый «кукурузник»…

Александр Михайлов

http://www.pravda.ru/society/
http://www.calend.ru/




Медленно «калибры» улетают вдаль…

Успешный запуск крылатых ракет "Калибр", выполненный атомной подводной лодкой "Северодвинск", открывает новую страницу в истории глобального военно-морского противостояния Минобороны России опубликовало видео пуска крылатых ракет...

Осмысление

В Кремле прокомментировали заявления Захарченко о создании Малороссии на фоне требований из Европы осудить ее создание. После предварительных заявлений Грызлова о "несвоевременности таких действий", в Кремле...

Запад готовит Украину к войне с Россией

Саммит Украина-ЕС, участники которого так и не смогли согласовать текст совместного заявления, прочертил границу, дальше которой Украину не пустят. Запад получил от незалэжной державы ровно то,...

Читайте также

Минобороны: ВСУ атаковали Брянскую область ракетами ATACMS

Вооруженные силы Украины минувшей ночью выпустили шесть ракет ATACMS по Брянской области, сообщило Минобороны. По...

Storm Shadow били по объекту управделами президента России

Вооруженные силы Украины (ВСУ) нанесли ракетный удар по усадьбе князей Барятинских в Курской области,...

В Киеве прогремели взрывы

В Киеве прогремели взрывы, связанные с работой системы ПВО, сообщил начальник городской военной администрации...