9 февраля 1923 года Совет труда и обороны СССР принял постановление «Об организации Совета по гражданской авиации». Первым пассажирским направлением стала воздушная линия «Москва — Нижний Новгород». Сейчас в России действует более 160 гражданских авиакомпаний, которые, по разным данным, за год перевозят от 51 до 58 миллионов пассажиров… Появление пассажирского флота в то время обусловило появление еще нескольких, так сказать, «сопутствующих» структур. Так, в том же 1923 году было создано общество добровольного воздушного флота, получившее название «Добролет». Организация была весьма серьезной и дала стране тысячи подготовленных пилотов не только для гражданской, но и для военной авиации. А технический надзор за гражданской авиацией возложили на Главное управление воздушного флота…
В 1932 году в СССР утвердили специальный флаг гражданской авиации, ввели форменную одежду и знаки различия для персонала. В этом же году новая отрасль получила имя, известное и по сей день, — «Аэрофлот». Правда, сейчас это уже не полностью государственная компания.
Новости партнеров
Кстати, как гласят исторические первоисточники, с 1979 по 1988 годы во второе воскресенье февраля вообще отмечали День Аэрофлота, а не просто гражданской авиации…
Кстати, это не единственный «воздушный» профессиональный праздник в России: поголовно все воздухоплаватели страны — представители как гражданской, так и военной авиации — празднуют профессиональный праздник, День Воздушного флота России, в третье воскресенье августа.
Есть, кстати, еще и Международный день гражданской авиации, отмечаемый ежегодно 7 декабря. Этот праздник в 1996 году установила Генеральная Ассамблея ООН.
Да есть еще День дальней авиации ВВС Российской Федерации — профессиональный праздник для всех военнослужащих, имеющих непосредственное отношение к военной авиации стратегического назначения. Этот праздник отмечается в России ежегодно 23 декабря. Ну, и для полного счастья служителей неба есть Международный день авиадиспетчера, который отмечается ежегодно 20 октября. В общем, гуляй — не хочу. Но, по признанию самих пилотов российского гражданского авиафлота, главный праздник для них все-таки 9 февраля. Как минимум потому, что именно в этот день лучшим по профессии вручаются почетные грамоты, благодарственные письма и, естественно, заслуженные премии…
Впрочем, поводов для премий и благодарностей, увы, становится все меньше. Может быть, не совсем хотелось бы говорить об этом в профессиональный праздник гражданской авиации, но факты вещь упрямая. Своим мнением по этому поводу поделился заслуженный летчик гражданской авиации Николай Семенович Лужин, который несколько десятилетий водил лайнеры исключительно на дальних маршрутах:
«Увы, нашу авиацию почти развалили, и это надо признать. Коммерческий интерес стал преобладать над инстинктом сохранения. Надо начать с восстановления Министерства гражданской авиации, которое бы взяло на себя создание документов, подбор кадров, их расстановку.
Несколько лет назад министр Левитин отменил своим приказом наставления «по производству полетов» — документ, который был написан кровью. Это был основной документ, по которому работала вся гражданская авиация. В итоге все авиакомпании стали работать кто во что горазд.
Новости партнеров
Даже если мы начнем сейчас что-либо восстанавливать, мы достигнем результата советских времен только через 40 лет.
Состояние отрасли нынче — это как бы самолет, который находится в крене. Если будет нормальный командир, то мы вырулим. В этой сфере руководители должны быть профессионалами, с авиационным образованием. Но пришли дилетанты, и пошли проблемы.
У некоторых руководителей, которые сейчас управляют нашими авиакомпаниями, какое угодно образование, только не авиационное, — сельскохозяйственное, финансовое. Это топ-менеджеры, которые не понимают, что такое летный или инженерный состав, как готовится самолет к полету, как обслуживается, зато хорошо разбираются в денежных потоках».
А вот мнение заслуженного военного летчика, Героя России, генерала армии в отставке Петра Степановича Дейнекина…:
«Увы, сейчас положение дел таково, что руководители некоторых авиационных компаний выступают с предложением нанимать на работу в качестве пилотов иностранных граждан. В свое время мы сами создали себе дефицит кадров, а теперь пытаемся в погоне за прибылью его компенсировать за счет найма граждан других государств, которых придется приучать к российскому небу. При этом мы забываем о том, что у нас тысячи мальчишек мечтают о небе.
Сейчас конкурс в летные училища — один к восьми, это достаточно высокий конкурс, поверьте. Здесь свою роль сыграло и то, что пилот — сейчас достаточно высокооплачиваемая профессия. Капитаны воздушных судов получают где-то более 300 тысяч. Но, поверьте мне, это заслуженные деньги. Пилот испытывает за штурвалом страшное психологическое напряжение, ведь у него за спиной находятся сотни пассажиров. И есть моменты, которые стоят нескольких лет жизни.
Но тут важна именно летная подготовка. На самом деле если человек не получил хорошую школу летной подготовки и не понимает, чем занимается, он не справится. Гражданский пилот также ценится тем, что он умеет летать в сложных погодных условиях.
Летчиков отбирают в том числе и по тесту на психологическую устойчивость. По своим психофизиологическим данным только один из шести совершенно здоровых молодых людей может стать пилотом. В этой профессии нельзя быть трусом, нужно уметь принимать верные решения, брать на себя ответственность. Всегда нужно оценивать ситуацию таким образом, чтобы не загнать ни себя, ни воздушный корабль, ни пассажиров в какую-то ситуацию, из который уже нет выхода.
Новости партнеров
И в профессии летчика есть еще один важный момент. Нужно быть личностью. В наше время этого как раз не хватает. И капитаны воздушных судов, и капитаны наших сухогрузов и танкеров перестали быть личностями. Это большая проблема. Если взять, например, случай с президентом Польши, когда самолет заходил на посадку под Смоленском, то пилоту было дано предупреждение о том, что аэропорт закрыт туманом и нужно лететь на запасной аэродром. Но поскольку над капитаном висел дамоклов меч увольнения, он побоялся принять в этой ситуации единственно верное решение. Какие у этого были последствия, мы все помним.
Поэтому очень важно, чтобы человек не только умел пилотировать машину, но и умел владеть собой. И это достигается только воспитанием человека как личности, которое у нас, к сожалению, за последнее время утеряно. Но будем надеяться, что все изменится к лучшему»…
Но все-таки не все так плохо в нашей гражданской авиации. Этот транспорт до сих пор считается даже безопаснее железнодорожного, не говоря уж об автомобильном. В заключение этого «праздничного» материала — пилотская байка, как же без них в такой день.
Итак, перегонял как-то один гражданский летчик «кукурузник» Ан-2 с аэродрома на аэродром. Через всю страну летел… Промежуточная запланированная посадка у него была на базе военной дальней авиации — и как раз в тот момент, когда аэродром принимал полк дальних бомбардировщиков.
И вот летит этот мужчина на «кукурузнике» и слышит, как по радио переговариваются диспетчеры с экипажами стратегических «супербомберов». Сообщают им курсы, там, эшелоны и прочее. А летчики, соответственно, докладывают: «Я борт такой-то, остаток топлива типа 10 тонн, обороты в норме, шасси выпустилось!» и так далее.
Ну, мужик с «кукурузника» тоже встрял по радио (типа, а чем я хуже?): «Я борт такой-то, остаток топлива — 400 литров, иду на одном двигателе, шасси вообще не убирается…».
Диспетчеры приходят в ужас от такого доклада. Пришлось ему тут же срочно очистить полосу… И на глазах у всего аэродрома под вой сирен пожарных машин и машин скорой помощи гордо сел… тот самый «кукурузник»…
Александр Михайлов