ГлавноеБылоеПлохой христианин Путин... Подставлять другую щеку не хочет... Внешняя политика третьего срока...

Плохой христианин Путин… Подставлять другую щеку не хочет… Внешняя политика третьего срока…

Опубликовано

АВТОР: None

Владимир Путин вернулся в мировую политику. С вступлением на пост президента России в мае уходящего года он вновь принял бразды правления страной, в том числе в отношениях с иностранными государствами. Но если основная концепция внешней политики РФ не претерпела изменений, то в ее реализацию, похоже, внесены стилистические правки… Ответ на сакраментальный вопрос «Кто такой мистер Путин?», прозвучавший на Давосском форуме в январе 2000 года, иностранные лидеры получили очень скоро: прагматичный президент, последовательно добивающийся того, чтобы с мнением России считались. В свой первый и второй президентский сроки, Путин в среднем почти каждую неделю проводил переговоры с зарубежными коллегами, убеждая и доказывая право России быть услышанным в мировых делах. К 2008 году некоторые иностранные лидеры с едва скрываемым нетерпением ожидали в лице сменившего его Дмитрия Медведева более либерального и мягкого собеседника. Впрочем, очевидно, что далеко не все их надежды тогда оправдались…

С возвращением же Путина в Кремль его стиль во внешнеполитических делах стал явно жестче и отчетливей…

Новости партнеров

В отношениях с иностранными партнерами он, похоже, старается уйти от чрезмерного политического политеса в пользу конкретного разговора по существу и смыслового наполнения. Всего за месяц после инаугурации Путин посетил 6 столиц /порой по три – за один день!/, проведя переговоры с лидерами Белоруссии, Германии, Франции, Узбекистана, Казахстана и Китая, где в рамках саммита ШОС общался не только с руководством КНР, но и главами других государств. До конца года президент успел побывать на Ближнем Востоке, в Индии, почти во всех странах СНГ, в Европе, а также на саммите «двадцатки», где провел с десяток отдельных бесед с коллегами, в том числе с президентом США.

При этом речь не идет о визитах ради самих визитов. Путин готов отложить или даже отменить визит, если не видит в нем практической пользы.

Любопытно, что в 2000-м году, на исходе первого года президентства Путина, тогдашний министр иностранных дел РФ Игорь Иванов назвал главным достижением внешней политики то, что «России удалось закрепиться в «большой восьмерке». Сегодня, в начале нового президентства, Путин может себе позволить не поехать на саммит «восьмерки», предпочитая уделить больше внимания неотложным вопросам внутренней политики.

Очевидно, что сменяя Медведева в мае этого года, Путин принял управление совсем другой страной, нежели та, что ему досталась в 2000-м. Разброд и шатание среди регионов, социальные проблемы, боевые действия на собственной территории с непременными и непрерывной критикой со стороны Запада, кабальные кредитные соглашения с международными финансовыми институтами – до внешней ли политики было тогда? Сегодня же он руководит, по его убеждению, гораздо более стабильным и сильным государством. И, по его словам, не собирается терпеть от других действия, которые считает «вызывающими и надменными».

«Наверное, я – плохой христианин: когда бьют по одной щеке, надо бы подставить другую; я к этому пока морально не готов, — признался недавно он. — Если нас шлёпнули, надо ответить, иначе нас всегда будут шлёпать». Этот ответ на вопрос о принятом в США «Акте Магнитского» отчасти и демонстрирует новый стиль внешней политики Кремля. Ведь за два первых срока Путина и один — Медведева Россия в диалоге с такими партнерами как США, как правило, обходилась только обещаниями симметричного или асимметричного ответа на недружественные шаги других государств /»шпионские скандалы», проходящие всегда по законам собственного жанра, – не в счет/. Недавнее же решение Путина подписать «антиМагнитский закон» — первый случай конкретных действий.

Другими словами, президент РФ в версии 2012 не на словах, а на деле требует уважительного отношения к своей стране: «Так нельзя с Россией поступать!» Чреват ли такой стиль новой «холодной войной»? Едва ли. Хотя бы потому, что Москва и Вашингтон, при сохраняющихся противоречиях, например, по ПРО и ситуации на Ближнем Востоке, уверенно продвигаются в сотрудничестве экономическом. Прогресс этот настолько важен, что, признавая необходимость в силу внутриполитических причин подписать «Акт Магнитского», Барак Обама настоятельно просил Путина не закрывать американскому бизнесу дорогу в Россию, получившую, наконец, долгожданное членство в ВТО. Путин же всегда выступал за то, чтобы не смешивать политику с экономикой, считая, что развитые деловые связи, в конечном счете, помогают преодолевать политические расхождения.

Так что Москва прагматично не хочет неэффективной конфронтации. «Мы не заинтересованы в ухудшении каких-либо отношений с кем бы то ни было… Нужно набраться терпения и искать компромиссы», — заявляет Путин. Более того, президент призывает к совместным действиям. «Главная черта новой эпохи заключается в том, что уже никто в одиночку не может решать глобальные проблемы в экономике и в политике, — предупреждает он. — Риски возобладают в том случае, если каждый будет вести свою собственную игру, если не будут отброшены иллюзорные расчёты на то, что хаосом можно управлять, и если никто не будет сеять этот хаос дальше».

Новости партнеров

Именно идею совместных подходов Путин настойчиво предлагает и в отношении ситуации в Сирии, и в решении проблемы ПРО, и по другим проблемам. До настоящего времени эти призывы так и не получили внятного ответа, и, пожалуй, именно такая инерция западных партнеров станет основным вызовом для президента РФ в ближайшей перспективе.

Позитивным же примером совместных действий в Кремле считают интеграционные процессы на пространстве СНГ. Еще несколько лет назад голоса скептиков, называвших любые объединения на территории бывшего СССР заведомо мертворожденными, преобладали. Да и не самые ровные отношения России с некоторыми соседями, в частности, Белоруссией и Украиной, с завидной регулярностью ставили все новые вопросы о перспективах будущего партнерства. И, тем не менее, шаг за шагом Таможенный союз и Единое экономическое пространство России, Казахстана и Белоруссии начинают обретать свои конкретные очертания.

Путин явно не обращает внимания на предупредительные холостые выстрелы во внешнеполитическую атмосферу, сделанные высокопоставленными заграничными недоброжелателями евразийской интеграции. «Мы приступили к созданию Евразийского экономического союза и, конечно, будем идти по этому пути и решим эту задачу», — заявил президент в Послании Федеральному Собранию.

Кстати, этой и всего несколькими другими фразами об интеграции с соседями собственно и исчерпывается внешнеполитический блок Послания. Возможно, это очередное подтверждение того, что внутриполитические задачи по укреплению страны – первичны, и они будут решаться не с оглядкой на другие государства, а исходя из собственных национальных интересов или – в случае встречной готовности – при обоюдовыгодном сотрудничестве.

Механизмов же для такого взаимодействия достаточно как в двустороннем плане, так и в формате международных объединений. Завершившееся председательство России в АТЭС, начавшееся — в «двадцатке» и предстоящее в 2014-м – в «восьмерке» открывают для внешнеполитической команды Путина прекрасные возможности, чтобы показать себя и свою страну в полном смысле слова мировым лидером…

Михаил Петров

http://www.itar-tass.com/





Медленно «калибры» улетают вдаль…

Успешный запуск крылатых ракет "Калибр", выполненный атомной подводной лодкой "Северодвинск", открывает новую страницу в истории глобального военно-морского противостояния Минобороны России опубликовало видео пуска крылатых ракет...

Осмысление

В Кремле прокомментировали заявления Захарченко о создании Малороссии на фоне требований из Европы осудить ее создание. После предварительных заявлений Грызлова о "несвоевременности таких действий", в Кремле...

Запад готовит Украину к войне с Россией

Саммит Украина-ЕС, участники которого так и не смогли согласовать текст совместного заявления, прочертил границу, дальше которой Украину не пустят. Запад получил от незалэжной державы ровно то,...

Читайте также

Почему Китай совсем не рад приходу Дональда Трампа

Отслеживая «по долгу службы» события на бразильском саммите G20, я обратил внимание, что ещё...

У рубля есть два пути

Курс рубля вернулся к трехзначным значениям по отношению к доллару. И перспективы у российской...

Запад готов заморозить Украину. Москва — нет

На Западе явно спешат закончить военную фазу конфликта с Россией на Украине — это...