ГлавноеБылоеОстров стабильности в океане непредсказуемости?... Внешняя политика России - новая концепция... Пять...

Остров стабильности в океане непредсказуемости?… Внешняя политика России — новая концепция… Пять угроз…

Опубликовано

АВТОР: None

Внешняя политика России теперь будет строиться на основе новой концепции, до боли напоминающей прежний проект «осажденной крепости». Из оказавшегося в распоряжении газеты «Коммерсантъ» подготовленного МИДом документа следует, что Россия сегодня — оплот стабильности во «все более труднопредсказуемом» мире, который нашей стране предстоит сделать более справедливым… В концепции выделены пять главных угроз. Первая – это то, что человеческое сообщество находится в глобальном кризисе. Правда, как считают авторы документа, в нашей стране все не так плохо, как у остальных. Из всего текста можно сделать вывод, что Россия представляет из себя остров стабильности. Более того, «уникальная, сформировавшаяся за века роль уравновешивающего фактора» позволит нашей стране распространить свой опыт на остальные части планеты. И без экспансии нашего влияния никак не обойтись, ибо, как подчеркивают в МИДе, невозможно строить отдельные «оазисы спокойствия и благополучия».

Вторая угроза – это вмешательство США и Запада в дела других стран. В концепции приводится пример «арабской весны», в ходе которой «попытки навязывания другим собственной шкалы ценностей» привели к «хаосу и неуправляемости в международных отношениях».

Новости партнеров

Третий фактор нестабильности – попытки отдельных стран игнорировать решения Совбеза ООН или вольно трактовать его резолюции. Как сказано, наша дипломатия будет активно этому противодействовать. Видимо, в нашем внешнеполитическом ведомстве учли уроки Ливии, когда непрепятствование со стороны России резолюции о бесполетной зоне вылилось в прямую агрессию НАТО, выставленный напоказ труп замученного полковника Каддафи и обнуление контрактов с нашими нефтяными компаниями. Как говорится, научиться хотя бы на своих ошибках.

Четвертым в списке значится усиление трансграничных угроз. Одними из таких угроз названы те, что в «информационном пространстве». Можно предположить, что за такой формулировкой скрываются опасения от возможности оппозиции координировать свои действия против властей посредством интернета. Без него и впрямь рисовать картину полного благополучия было бы легче.

Последнее в списке угроз обозначено как «тенденция на реидеологизацию международных отношений». То есть использование идеологии другими государствами при принятии геополитических решений. Как известно, у нашей страны никакой идеологии нет, и руководствоваться ей мы не можем. Но, как замечают в МИДе, к сожалению, другие державы почему-то так жить не хотят.

Как говорит директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин, российские руководители в упор не видят реалий современного мира:

– Россия после распада Советского Союза потеряла марксистскую идеологию во внешней политике и не включилась в западную либеральную глобалистскую модель. Деидеологизация внешней политики состоялась только у нас и в ущерб нашей стране. Сегодня России нужна новая идеология. Я вижу новую идеологию страны в евразийстве, в попытке выстроить многополярный мир. Но наша политическая элита плохо осознает необходимость наличия идеологии и не готова пока привлекать специалистов для ее выработки, – говорит Валерий Коровин.

Идеологии, как считают в МИДе, нам не нужно. Однако авторы внешнеполитической концепции надеются, что, плывя в бушующем океане без руля и ветрил, «в условиях глобальной турбулентности», у нас получится прочертить верный курс к цели.

Цели же в документе прописаны масштабные. Первая – это помогать спасению мировой экономики. Поэтому «Россия намерена активно содействовать формированию справедливой и демократической глобальной торгово-экономической и валютно-финансовой архитектуры»…

Новости партнеров

Михаил Делягин… Не по Сеньке шапка…

– Доля России в мировой экономике не превышает 4,5%, поэтому заниматься ее спасением она не может просто по порядку величин. Думаю, что авторам документа было бы неплохо освоить такой инновационный инструмент интеллектуального труда как калькулятор. Если они его освоят, то поймут, какую нелепость написали. Что касается справедливых правил торговли, то посыл правильный, но запоздалый. Вообще МИД напоминает в этой концепции героя одного из юмористических романов Марка Твена, который испытывал непреодолимое желание подойти в музее к чучелу фараона и обменяться с ним сплетнями и поболтать о животрепещущих проблемах. Потому что разговаривать о справедливых правилах торговли можно было до вступления в ВТО, куда Россия вступила на кабальных условиях. Мы отказались добиваться справедливых правил торговли с Западом. После этого рассуждать о справедливости здесь, да еще и непрофильному ведомству, как-то нелепо…

Другая цель внешней политики России обозначена как борьба с вмешательством Запада во внутренние дела других государств. Нельзя не согласиться с писавшими документ чиновниками, что борьба Запада с различными диктаторами приводила, как правило, к развязыванию гражданской войны в подвергшихся демократизации странах. Только Россия за последние годы этому противодействовать практически никак не могла.

– Не буду говорить про вмешательство Запада в жизнь других стран, но, чтобы противостоять вмешательству в жизнь нашего государства, у нынешнего российского руководства сил нет, – комментирует Михаил Делягин. – Вы не можете бороться с человеком, в кармане которого лежит ваш кошелек. Не секрет, что до 90% прав собственности крупных российских предприятий выведены в оффшорные зоны. И не только олигархи, но и основная часть правящей тусовки на государственных должностях держат свои активы на Западе. К этому можно по-разному относиться, но говорить в этих условиях, что можно ограничить влияние Запада, немножко странно.

Но самое интересное в документе это, пожалуй, методы, которые авторы концепции рекомендуют для достижения целей российскому руководству. Применять, считают они, надо «мягкую силу». Под ней подразумевается «комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии». Эту фразу можно перевести на общепонятный русский язык как намерение государства создавать положительный образ России в мире и продвигать свои интересы через социальные сети и работу с различными организациями в других странах. Видимо, лишив многие гуманитарные организации в России возможности работать без иностранной помощи (у своих меценатов перед глазами живой пример Ходорковского), было принято решение создавать уже наших «иностранных агентов» по всему миру.

– Когда читаешь в документе про «мягкую силу», – говорит Михаил Делягин, –то хочется сказать, что в МИДе слышали звон, да не знают где он. Мягкая сила подразумевает привлекательность. Надо создать образ, чтобы привлекать других. Неважно, чем. Может, музыкой, Достоевским или развитием гражданского общества. Сегодня же заслуженный образ РФ таков, что некоторых представителей страны можно включать в список Магнитского. О какой мягкой силе сегодня можно вести речь, совершенно непонятно.

Видимо, концепцию, написанную в МИДе, уже начали применять на практике. Президент России уже дал поручение нашим законодателям отреагировать на упоминаемый Делягиным акт Магнитского. Согласно ему, в США не смогут ездить те, кто был причастен к смерти адвоката, рассказавшего миру о хищениях бюджетных денег чиновниками. Нежелание Штатов видеть у себя сомнительных персонажей можно понять. Только вот весь наш чиновничий бомонд такое решение не обрадовало. Тут же зазвучали гневные реплики. Не позволяют, мол, российским патриотам разгуляться в Америке-матушке. Стали кулаком грозить, что-де не пустим и мы к себе тех, кто нарушает в США права человека. Правда, вряд ли такая «мягкая сила» возымеет действие: американские политики особой потребности в Россию ездить не имеют…

Интересны и основные направления российской внешней политики. На первом месте – влияние в СНГ. С этим, вроде, не поспоришь. Если конечно не вспоминать, что многие бывшие союзные республики, как и наши государственные деятели, смотрят за океан.

Новости партнеров

С Индией и Китаем хорошие отношения в приоритете. Об этом можно говорить всегда, а потому обсуждать не будем. В отношениях с США все крутится, понятное дело, вокруг их планов влиять на другие страны и их сильной армии. Необходимо, как считают авторы концепции, добиваться «правовых гарантий ненаправленности ПРО против российских сил ядерного сдерживания». Видимо, с помощью «мягкой силы».

Любопытен посыл в сторону Европы. Особо в концепции выделена необходимость добиваться безвизовых поездок в страны Евросоюза. И это после стольких проклятий в адрес Запада. Но, как говорит Делягин, ничего удивительного в этом нет:

– Вряд ли кто-то задумывался о том, чтобы документ был внутренне непротиворечив. Эта мысль понятна для старшеклассника, а для российских чиновников это неясно. Да и главная тема во взаимоотношениях России с Европой это совершенно не визы, а энергетика. Евросоюз хочет выкинуть «Газпром» из Старого Света любой ценой и даже в ущерб собственной экономике. Это очень существенно грозит российским интересам. Но также создает очень серьезные противоречия внутри самого Евросоюза, на которых грех не поиграть. И эта ситуация главная в российско-европейских отношениях последние 10 лет. Интересно, а МИД про это что-нибудь слышал? – задается вопросом Михаил Делягин.

Если учесть, что у большинства российских чиновников дети за границей, то можно понять, почему возможность летать к ним свободно на выходные важнее какой-то энергетики.

– Думаю, что МИДу вместо порчи бумаги при написании подобных концепций, – заключает Михаил Делягин, – стоило бы заявить протест по поводу украинской журналистки Анхар Кочневой, которая попалась к сирийским боевикам. Хоть она и украинская, но говорит по-русски. В рамках концепции русского мира почему бы ее нам не защитить? Это бы имело большее отношение и к сдерживанию мира от хаоса, и к мягкой силе, и ко всему остальному…

Сергей Кара-Мурза… Сборка раздробленных частей СССР…

Главным приоритетом внешней политики России на ближайшие годы является постсоветское пространство. По крайней мере, об этом говорится в проекте «Концепции внешней политики РФ», разработанном МИД по указанию президента. По сути, этот документ является внешнеполитической платформой России на третий президентский срок Владимира Путина.

Страны СНГ и раньше объявлялись нашим внешнеполитическим приоритетом, хотя на деле это было не всегда так. Но сложные задачи, таящие в себе различные угрозы, не давали этим заняться, кроме того, еще не так давно считалось, что у нас и без того неплохо идут дела.

Но за время кризиса мы поняли, что без интеграции постсоветского пространства мы не вылезем из этой ямы, будем в ней все больше и больше увязать. У нас были ожидания, что нас примут в какой-то европейский дом, потом в мировое сообщество, а сейчас этого нет и видно, мир из-за кризиса становится более жестким и жестоким, и, прежде всего, речь идет о Западе. Он находится в тяжелом состоянии и готов всех обглодать, что стало очевидно после «арабской весны». Выяснилось, что никакой дружбы-любви не может быть, и если мы будем слабыми – то нас пожрут.

А наша слабость определяется тем, что та система, которая складывалась последние примерно 300 лет (сначала Российская Империя, потом СССР, как единое целое), только она и давала возможность устоять против такой угрозы, но теперь эта система утрачена. Когда произвели ликвидацию СССР, люди, которые перешли на сторону противника, были этакими утопистами и «романтиками». И вот они эту «империю зла» вместе с Западом расчленили, но оказалось, что ни один ее кусок существовать отдельно не может как долгосрочное независимое государство. Поэтому две вещи сейчас стали приоритетными: это восстановление боеспособности армии (что выражается и в планировании бюджета, и в высказываниях), а второе — это сборка такого содружества, созданного на основе общих интересов выживания.

Вместе с тем, надо отметить, что за 20 лет мы сильно разошлись с «соседями», в том числе, стали по-разному и государственность строить. На Украину были направлены основные силы Запада, как и еще в начале 20 века на нее был сделан «упор». В итоге, в 90-ые годы система была разорвана полностью, она была так перекорежена, деформирована, что прежнюю вернуть нельзя, приходится строить новую.

И теперь либо мы сообща пытаемся вернуть то, что было, либо вновь и вновь стараемся просто друг на друге нажиться, а это разные вещи.

При помощи каких-то слов положение дел поправить нельзя, но работа идет. С трудом, но идет. И уже точно можно сказать, что не будет радостных криков, объятий – этот момент упущен, можно лишь предполагать, что все будет по-другому. Для этого нужна новая большая программа. То, что об интеграции говорят, уже хорошо, власть отвечает на те вопросы, которые люди хотят слышать, а люди хотели это слышать: и про сверхмиссию России, и про объединение со странами СНГ. Но на демагогию внимание обращать не стоит, надо смотреть на дела – какие реальные программы есть по интеграции разодранных кусков системы…

Леонид Ивашов… У России должна быть собственная геополитическая доктрина…

– Данная заявка, наоборот, не отвечает российскому геополитическому потенциалу: Россия должна ставить более решительные цели, а не довольствоваться лишь миссией балансировать мировые отношения. Мы должны вообще менять сегодняшний мир – разбойный, агрессивный, в котором предпринимаются попытки уничтожения целых государств, народов, попытки установления мирового господства доллара. Такой мир не по душе никому даже на Западе, если не считать, конечно, прямой заинтересованности определенных финансовых сил.

Другое дело, что на сегодняшний день просто нет никого, кто мог бы предложить новую конструкцию мира, деятельно возразить против существующего глобального порядка. Потому нам нужна не только концепция внешней политики: у России должна быть собственная полноценная геополитическая доктрина, которая отражала бы наш анализ современных мировых процессов и наше видение мира в будущем. И такую доктрину разработала наша Академия геополитических проблем совместно с Московским государственным лингвистическим университетом. Наша доктрина получила предварительное одобрение, и хотелось бы, конечно, чтобы она была каким-то образом учтена верховной властью. Пока что отправили ее в разные инстанции.

Тенденции сегодня таковы, что сами по себе государства, даже США, в одиночку не играют ведущей роли в мировых процессах. Главными их субъектами стали транснациональные корпорации, мировая финансовая олигархия и цивилизация как таковая. И это нам тоже надо учитывать, не пытаясь впустую действовать в одиночку. Неслучайно американцы, видя, что Европа создает региональное цивилизационное образование, начали работу по созданию своего экономического общего пространства с Мексикой и Канадой. То есть сегодня идет формирование региональных цивилизационных образований. Это – факт, равно как и то, что нашего Таможенного союза, даже если он в перспективе расширится, будет уже, вероятно, недостаточно.

Но у нас есть такое образование, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Вот ее нужно как раз переводить в формат евро-азиатского союза, играя вместе с постсоветским пространством, с Китаем, Индией, Ираном, затем – с Пакистаном и т. д. Нужно образовать континентальный евро-азиатский союз. И вот тогда мы можем уже предлагать и модель международной безопасности, и модель международных отношений, и модель международной экономики, иметь общую расчетную валюту. И такой мир будет более безопасным…

Интеграция Не нужно выступать в роли зазывал, которые стоят у ресторанов. Ведь нормальный вопрос, когда вас кто-то с собой зовет, – куда ты идешь, какой у тебя проект, какова цель. Поэтому прежде всего нужен внятный проект интеграции. Нужно, чтобы и на Украине, и в Казахстане, везде-везде поняли, что такое Евразийский союз, каковы будут общие пространства, будет ли общее политическое, научное, образовательное, экономическое, культурное пространство.

У нас в России сегодня нет такого проекта. Есть лишь проговоренная Владимиром Путиным совершенно справедливая идея, что на Западе нам делать нечего, нас там никто не понимает, только грабят и держат в подчиненном состоянии. Мы там – несамостоятельный игрок. И разворот в сторону построения Евразийского союза был сделан очень правильно. Но нужно не просто разговаривать, а давать уже конкретные проекты, и один из них наша Академия будет презентовать 22 декабря в Ульяновске, в ходе Изборского клуба…

По материалам… /svpressa.ru/society/ /www.nakanune.ru/ /www.km.ru/ /newsland.com/





Медленно «калибры» улетают вдаль…

Успешный запуск крылатых ракет "Калибр", выполненный атомной подводной лодкой "Северодвинск", открывает новую страницу в истории глобального военно-морского противостояния Минобороны России опубликовало видео пуска крылатых ракет...

Осмысление

В Кремле прокомментировали заявления Захарченко о создании Малороссии на фоне требований из Европы осудить ее создание. После предварительных заявлений Грызлова о "несвоевременности таких действий", в Кремле...

Запад готовит Украину к войне с Россией

Саммит Украина-ЕС, участники которого так и не смогли согласовать текст совместного заявления, прочертил границу, дальше которой Украину не пустят. Запад получил от незалэжной державы ровно то,...

Читайте также

«Сбить невозможно». Что известно о ракете, которую представил Путин

Президент России выступил с неожиданным обращением к личному составу Вооруженных сил и гражданам, партнерам...

Ростислав Ищенко. Геополитическая борьба на истощение

Любая война заканчивается миром, но происходит это не сразу. Для заключения мира необходимо, чтобы...

Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

До вступления избранного президента США Дональда Трампа в должность остается два месяца – и...