Владимир Путин в качестве хозяина саммита АТЭС выступил перед бизнесменами Азиатско-Тихоокеанского региона. Он обещал собеседникам «подавить инфляцию», «укрупнить банки» и накормить всех желающих российским зерном. Впечатлительные китайцы в ответ предложили создать валютный аналог Евросоюза… Во Владивостоке еще до прибытия лидеров высадился солидный десант бизнесменов — около 700 компаний. Российские чиновники, конечно, воспользовались ситуацией для заманивания денег иностранцев. Например, Приамурье предложило на продажу мясо герефордов (порода коров), а Камчатский край активно пиарил проект горнолыжного курорта.
Инвесторы же действовали осторожно — разве что Китай почти с порога заявил о заключении сделки на $200 млн, которые будут вложены в переработку леса. Первый вице-премьер Игорь Шувалов, выступивший на Деловом саммите, решимости иностранцам не прибавил. Он высказался против создания спецусловий для зарубежных «вкладчиков» в нашу экономику.
Владимир Путин присоединился к дискуссии после встречи с председателем КНР Ху Цзиньтао и султаном Брунея Хассаналом Болкиахом. Кстати, когда он вышел к коллегам-правителям, сразу стало заметно, что президент немного прихрамывает. Небольшую травму он, по сведениям «МК», получил еще в начале недели — до знаменитого полета с журавлями.
Впрочем, настрой у Путина был явно бодрый. «Мир переходит в новую эпоху», — мыслил масштабно оратор. Он сообщил, что ландшафт экономики меняется на глазах: развивающие экономики по темпам роста вскоре опередят развитые. А значит, изменятся финансовые потоки. В общем, окончательно пришло время стран Азиатско-Тихоокеанского региона, на которые уже сейчас приходится 58% глобального ВВП.
Конечно, такие проблемы, как безработица и стагнация промышленности, не замолчать. «Но страны — члены АТЭС не принимают односторонних, безответственных решений, — заявил оратор. — Нам удалось избежать скатывания к глухому протекционизму, торговым войнам».
Путин, впрочем, признал, что и Россия неоднократно прибегала к «лекарству» протекционизма, спасая отечественные предприятия. «Нам нужно договориться о допустимом уровне защитных мер для сохранения рабочих мест в период кризиса», — призвал он.
У оратора нашлись веские доказательства, что вкладывать в Россию можно и нужно. В частности, он назвал низкую инфляцию, которую российские власти намерены «и дальше подавлять». При этом планы президента на рост цен в этом году оказались более оптимистичными, чем недавний прогноз Минэкономразвития. Последнее «предсказание» этого ведомства — 7% за год. Прогноз от Путина — 6,1%.Кроме того, ВВП обещал «без резких движений укрупнять» банки (в целях укрепления финансовой системы). Среди других планов — увеличить на 15–20 млн тонн экспорт зерна и возвести рубль в ранг региональной валюты (впрочем, это обещают уже давно).
— Кстати, ВТБ уже сейчас поменяет любому из вас валюту на рубли и рубли на валюту. Так что обращайтесь, — тут же нашелся модератор саммита, банкир Андрей Костин.— А давайте воспользуемся слабостью доллара и создадим валютный союз! — предложила Путину участница саммита из Китая.
Тот нашел идею интересной. Правда, обещал сложности на этом пути, вспомнив, как мучительно отказывались от привычных марки и франка Германия и Франция. И все же идею валютного союза он обещал обсудить с другими лидерами АТЭС на одном из заседаний 8 или 9 сентября.
Путин впечатлил бизнесменов настолько, что в финале встречи один из них, представившийся отцом семерых детей, попросил у хозяина саммита напутствия. «Ну, знаете, я не священник!» — улыбнулся Путин. И тут же одумался: «А впрочем, лучшее напутствие — следовать вашему примеру и заиметь по семь детей».
Татьяна Замахина
http://www.mk.ru/politics/