Социальные сети рулят – формируют общественное мнение, выражают «фи» госинститутам, выводят протестующие толпы на улицу, обсуждают чиновничью недвижимость и сверхдоходы, славят и проклинают Европу и Америку. Поток политического контента разбавлен личными фотографиями, «кошечками», эмоциями по случаю, семейными новостями, комментариями по поддержке «идейно близких»…
Ворота души – настежь. У одних — духовный эксгибиционизм, у других – нехитрый расчёт по самопиару, у третьих – общественная социология, у четвертых – убиение времени – своего и чужого.
Соцсети – праздность, явленная вовне. Но праздность – без праздника, паразитическая; бесконечное «гортанобесие», услаждение вкусовых рецепторов духовным фаст-фудом.
Соцсети – добровольное шоу «За стеклом», пресловутое «Открытое общество» (всё строго по Джорджу Соросу), духовная дочь которого – «Открытая Россия» Михаила Ходорковского (чувствуете преемственность?!), ну и, конечно, кремлёвцы накреативили – у нас теперь есть «Открытое правительство».
Хорошо-с… Как пишут в соцсетях, Россия — «в тренде». Но: не кажется ли вам, что за открытым обществом легче наблюдать? (Учёными экспериментально установлено, что фейсбук даёт психологическую картину пользователя точнее, чем его родственники.) Вопрос только в том, кто и за кем следит. Все спецслужбы мира всегда были (и будут) закрытыми структурами. Их доброжелательная открытость – предвестие крушения государства. Вспомним последнего председателя КГБ СССР Вадима Бакатина, который 5 декабря 1991 года в знак «доброй воли» передал американцам чертежи подслушивающих устройств в посольстве США в Москве. (Бакатин оправдывается тем, что получил «санкцию» Горбачёва. Что ж, обоих надо судить за измену родине, и сделать это ещё не поздно.)
Открытость – ловушка для простаков, в ней есть что-то неуловимо плебейское и глубинно-аморальное. Читая в соцсетях ежедневные публичные «исповеди» тех или иных персоналий, ловишь себя на мысли, что горизонтальное словоизлияние заменяет нашему современнику то, что, в сущности, и сделало человека человеком – скрытый от посторонних глаз, «вертикальный», направленный ввысь разговор с Богом. Личные дневники до недавнего времени были делом сокровенным, но технологии творят чудеса, и теперь оказывается, что абсолютному большинству участников соцсетей совершенно нечего скрывать! Это «новые ангелы» — они усердно играют роли «хороших людей», и им не в чем каяться — они всегда правы!
Понятно, что соцсети хороши для быстрой коммуникации, рекламы товаров или идей, пиара и продвижения, и потому они могут рассматриваться как «малое медиа». Но всё-таки функции СМИ в них вторичны и не всегда различимы пользователями, главное – это эксплуатация личности, провоцирование «эго» на любое, самое беспомощное самовыражение, унификация возможностей (сбылась грёза Хлестакова – быть с Пушкиным на дружеской ноге!), полное срывание всего и вся – масок, покровов, тайн. Тайна души человеческой (и, кстати, и тайна тела его) должна быть вскрыта, вывернута наизнанку, выпотрошена. «Царствие Божие внутрь вас есть», — гласит Евангелие. Значит, эти «внутренности» следует явить миру, чтобы наблюдатели эмпирическим путём пришли к выводу – никакого Царства Божия нет, а есть «кошечки», картинки, обрывки мыслей, тщеславие, бытовщина, «убеждения», вкусы, цветочки, домики, рыбки – да что угодно! – но храма души человеческой нет. Нет ничего святого – не в смысле, что всё бессовестно; а нет ничего святого потому, что всё в человеке обыденно, бытово и легковесно, а главное – слово – величайший дар – эксплуатируется бездумно и безответственно, в зависимости «от ситуации» или «настроения». В общем, «всё разрешено», вы — сами себе господа, и эта новая «демократия» полностью вынесена из материальной жизни в виртуальную, где и проходят главные идеологические «сшибки», рождаются и падают репутации, возникают «лидеры мнений», выплёскиваются эмоции; здесь поминают умерших и приветствуют рождение младенцев, сообщают миру о семейных радостях и просят молитв о родственниках, предают анафеме политпротивников и ведут «миссионерскую работу» в пользу тех или иных веяний; короче, перед нами фактически «новая церковь», а завсегдатаи соцсетей могут соревноваться в ревностности посещения своих «часовен-аккаунтов» с адептами радикальных верований.
«Пророком», предвидевшим рождение новой реальности, может считаться Олдос Хаксли, нарисовавший в романе «О дивный новый мир» весьма точную картину «открытого общества». В нём слова «мать» и «отец» — ругательства, зачатие детей происходит в пробирках, а большинство психологических проблем решается с помощью безвредного наркотика «сомы» (частичная легализация марихуаны на Западе уже произошла). Но, в сущности, соцсети – та же «сома»; на Всемирном конгрессе психиатров, прошедшем в мае 2014 года в Санкт-Петербурге, зависимость от соцсетей предложили считать хронической болезнью и заговорили о необходимости «цифровой детоксикации».
Культурное управление – самый тонкий и самый действенный инструмент; своего рода общественная микрохирургия, искусное вживление смысловых «чипов» в массовое сознание, волевое программирование некритически настроенных людей. Весь западно-христианский мир как иконе, готов теперь поклоняться карикатурам на пророка Мухаммеда из журнала «Шарли Эбдо». Фактически на наших глазах при огромном участии соцсетей творится «новая святыня», которая в виде табличек «Я – Шарли» размножена миллионами поклонников «открытого общества». (При этом, заметим, они удивительно непоследовательны. Ведь если продолжать логику художников, исповедующих свободу творчества без границ, смерть карикатуриста – это самое смешное, что может с ним произойти.)
Соцсети – мощный инструмент культурного управления, связанный с индустрией поглощения человеческого времени. Они пришли на смену сериалам (Кто теперь вспоминает «Санту-Барбару» или «Дикую Розу»?! Следы этой «сомы» давно выветрились, ну так и время успешно «убито».) и компьютерным играм – жизнь, как игра, гораздо привлекательней, чем надуманные фантастические миры. Соцсети «измельчают» человека: личность, с детства облепленная «горизонтальными связями», отравленная цифровым контентом, уже никогда не наберёт могучую высоту; сокровенность для неё навсегда утрачена. Разговора с Богом не получается, потому что востребованы другие собеседники, дающие множественные и многовариантные ответы на любые (абсолютно) вопросы. Соцсети кажутся всезнающими и почти всемогущими, но реальный положительный их результат ничтожен, они – контрпродуктивны.
Подтверждение этого мы можем увидеть в отечественной литературе. Худосочный, выморочный сын постмодернизма – наш так называемый «новый реализм». В основе метода – откровенный (а потому часто аморальный) «дневник современника», писание «как в жизни», «без божества, без вдохновения», «статус» в соцсети, растянутый на десятки страниц. Но художественность всегда предполагает некую «закрытость», причудливый, переплавленный в душе литератора, «отбор» материала. Писание «как в жизни» вышло слишком плоским, поверхностным, да оно и не могло быть иным – если ты не будешь иметь в виду «Всевидящее Око», то ничего стоящего в творчестве не создашь (по крайней мере, в русской традиции).
Десять бодрых и жизнерадостных пенсионерок никогда не заменят одну роженицу. Так и десять часов, убитых в соцсетях, не стоят общения с одной – но, возможно, судьбоносной книгой. Или – с родным человеком, нуждающимся во внимании. Время! Оно расходуется так же расточительно, как и слово, между тем – и то, и другое – исчерпаемо и конечно.
Новые игрушки прогресса первыми получают богачи, они же первыми пресыщаются и отбрасывают их в сторону. Мобильный телефон сначала был роскошью, потом — массовым явлением, а ныне роскошь – иметь не его, а специальных людей, земная участь которых – быть чужим «ухом», отвечать на звонки, связывать социум и хозяина. Также и соцсети – игрушка уже поднадоела политикам и тщеславцам, потому нанятые блогеры несут бремя их имиджа, пишут за господ статусы, вывешивают фотографии, носят маску чужой респектабельности и значимости. Прогресс нарастает, человек – убывает.
И, в заключение, о главной трудности построения «Закрытого общества». Уже понятно, что продовольственная автаркия России необходима, а без смыслового суверенитета страна просто погибнет. Глобальное отчасти складывается из локального. Кого мы боимся встретить в личном «Закрытом обществе», ограничив пребывание в соцсетях?! Неужели самих себя? А-я-яй…
Лидия Сычёва
Читайте также:
Сервис микроблогов «Твиттер» поставил амбициозную цель – к 2014 году достичь выручки в 1 млрд. долларов и провести IPO. Для её реализации он выбирает стратегию экспансии на развивающиеся рынки, ещё не охваченные эпидемией «140 символов». Шансы на успех велики, ведь уже сегодня практически все мировые лидеры (три из четырёх) используют микроблог для общения с аудиторией. Почему миру стало достаточно 140 символов для описания себя?… Как это работает?… Топ лидеров по подписчикам среди первых лиц государств выглядит следующим образом: 1. Барак Обама – 25 672 682 фолловеров (подписчиков); 2. Уго Чавес – 3 884 001; 3. Абдулла Гюль (президент Тур… Читать дальше »