Министр иностранных дел ДНР Александр Кофман сообщил о намерении руководства своей республики провести в Донецке «саммит непризнанных государств». «В феврале-марте проведем саммит, съезд как частично признанных, так и непризнанных государств или территорий без государственного статуса. Это, например, баски, Фландрия, Венеция, Техас», — заявил Кофман. По его словам, «переговоры с этими государствами уже проведены, согласие получено». Глава МИД также заявил, что на съезде планируется объявить о создании «Лиги новейших государств»…
На следующий день заместитель министра иностранных дел ДНР Михаил Мнухин в интервью «Российской газете» прояснил ситуацию, заявив, что сначала планируется культурный обмен, а только потом политическое взаимодействие. Кроме того, он дополнил список потенциальных членов Лиги такими регионами, как Каталония, Ирландия и Шотландия, чье присутствие в ней выглядит логичным. Полный список приглашенных, а также тех, чьи представители прибудут в Донецк, до сих пор неизвестно. Неизвестна и предполагаемая дата мероприятия. Изначально саммит планировали на февраль. Но в связи с невозможностью властей ДНР обеспечить его безопасность на фоне возобновившихся боевых действий, был сдвинут на март.
Новости партнеров
Стоит напомнить, что это далеко не первая попытка создания организации, объединяющей непризнанные государства. «Первой ласточкой» было создание в 1992 году Союза Непризнанных Государств. В него вошли на тот момент никем непризнанные государственные образования постсоветского пространства: Республика Абхазия, Республика Южная Осетия, Приднестровская Молдавская Республика, Нагорно-Карабахская Республика, а также образовавшиеся на руинах Югославии Сербская Краина и Республика Сербская. Последние, впрочем, вскоре покинули Союз. Республика Сербская получила международное признание в составе Федерации Боснии и Герцоговины по итогам Дейтонских соглашений ноября 1995 года. Сербская же Краина ликвидирована в ходе хорватских операций «Молния» и «Буря» в том же 1995–м.
Вторая попытка зафиксировать общие позиции уже только постсоветских непризнанных государств состоялась в ноябре 2000 года в Тирасполе: был подписан договор о создании постоянно действующего координирующего органа — Совещания министров иностранных дел — и консультативного совета на уровне экспертов для подготовительной работы между встречами, которые предполагалось проводить не реже двух раз в год.
Создание нового образования оценивалось, в основном, скептически. Его даже называли «Союзом маргиналов». Однако в истории осталось более распространенное как в мировой прессе, так и в самих странах-участницах название — СНГ-2. В рамках СНГ-2 был осуществлён целый ряд встреч, в ходе которых выдвигались весьма серьезные и претендующие на то, чтобы изменить существующий миропорядок идеи. Так в сентябре 2002 года было сообщено о возможности создания в будущем непризнанными государствами, возникшими на территории бывшего СССР, военного блока. СНГ-2 позиционировалось как важнейший союзник России и альтернатива существовавшему в то время антироссийскому блоку ГУУАМ.
Следующий шаг на пути интеграции был сделан 14 июня 2006 года, когда главы Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья на саммите в Сухуме дополнительно заключили «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи» и подписали Декларацию о создании Сообщества «За демократию и права народов». Последняя предполагала не только экономическое и политическое сотрудничество, но и создание коллективных миротворческих вооружённых сил, которые могли бы в перспективе заменить российских миротворцев и совместно отражать возможные силовые акции и попытки решения замороженных конфликтов военным путём. Однако и этот этап фактически закончился ничем после событий августа 2008-го, в ходе которых Абхазия и Южная Осетия добились признания независимости со стороны России. Что повысило их статус от непризнанных до частично признанных и фактически лишило необходимости пребывания в СНГ-2.
Непризнанные государства постсоветского пространства с самого момента своего возникновения являлись костью в горле всего мирового сообщества, выбиваясь из всех сложившихся после окончания «холодной войны» схем. При том, что они фактически пользовались поддержкой Москвы. То есть — являлись объектами нового противостояния России и Запада. В отличие от, например, многочисленных государственных образований Африки, они представляли собой полноценные государства, имея такие атрибуты государственности, как собственные конституции, правительства, вооруженные силы, органы госбезопасности, таможенные и пограничные службы. Более того, существуя много лет в состоянии «замороженных» конфликтов («ни мира, ни войны»), республики смогли не только выжить, несмотря на разрушенную экономику, но и получить серьезный опыт государственного строительства со всеми современными демократическими процедурами. Кстати, уровню развития которых могли бы позавидовать во многих страны. Например, в некоторых среднеазиатских республиках, где до сих пор у власти бывшие вожди КПСС.
Тем не менее, подобная ситуация не могла продолжаться вечно. И «ящик Пандоры» был открыт самим Западом в 2008 году в Косово. Это дало России формальный повод изменить статус-кво, а грузинская агрессия в Южной Осетии стала началом конца старого мироустройства. Однако ожидавшегося признания ПМР не последовало, в Кремле фактически повторили мантру Запада об «особом случае».
Сегодня Москва активно поддерживает сражающиеся республики Новороссии, однако о признании их речи фактически не идет. Стоит отметить, что и со стороны стран-членов СНГ-2 признания новых государств пока не последовало. В настоящий момент ДНР и ЛНР признаны лишь частично признанной республикой Южная Осетия. МИД последней ранее заявлял о намерении установить с ДНР дипломатические отношения. В Донецке также неоднократно заявляли, что надеются на признание со стороны Абхазии.
Новости партнеров
Так зачем сегодня руководству ДНР нужно фактически возрождать СНГ-2? Тем более — приглашая к участию в нем государственные образования, совершенно далекие, как по ментальности, так и по историческим предпосылкам возникновения?
Вот как прокомментировала сообщение экс-представитель ДНР в Москве Дарья Митина:
— Безусловно, для молодой, сражающейся республики этот форум будет иметь огромное внешнеполитическое значение. Инициатива МИД ДНР не просто более чем своевременна — необходимость в проведении таких международных консультаций назрела давно, поскольку конструкция послевоенного ялтинско-потсдамского мира трещит по швам по всему Земному шару. Самоопределяющихся непризнанных территорий всё больше и больше, а геополитические сдвиги последних лет (подрыв абсолютной американской гегемонии, кризис Евросоюза, «арабская весна», рост китайского влияния, неоколониальные процессы в Африке, консолидация латиноамериканских стран против «северного соседа» и др.) сулят лишь увеличение количества новых государственных образований.
Нынешние глобальные правила игры, установленные «вашингтонским консенсусом», практически исключают правовое оформление и международное признание новых государств. В рамках действующих норм международного права получить признание на уровне ООН практически невозможно — в условиях обострившихся глобальных противоречий любое решение может быть заблокировано Советом Безопасности ООН. Подавляющее большинство государств с неурегулированным статусом являются частично признанными, не имея при этом возможности пользоваться всем пакетом прав полноценного государства. Часть из них существует в таком промежуточном статусе многие десятилетия (как, например, Палестина, Турецкая Республика Северного Кипра, Сахарская Арабская Демократическая Республика). Другая группа новых стран появилась в результате распада СССР и социалистического блока (Нагорно-Карабахская Республика, Приднестровская Молдавская Республика, Абхазия, Южная Осетия, Косово и др.). Сегодня на подходе целая группа инициатив по созданию новых государств, многим из которых предстоит многолетняя борьба за право на суверенитет — Венецианская республика, Шотландия, Каталония и др. Целый ряд непризнанных гособразований продолжает вести вооруженную борьбу за своё существование.
Символично, что принимающей стороной такого саммита станет ДНР — республика, которой, как и соседней Луганской Народной Республике, приходится свою независимость и право на суверенитет отстаивать в ходе ожесточенного военного противостояния. Вместе с тем основные вопросы, которые планируется обсудить в ходе встречи, касаются мирной жизни — проблемы государственного строительства, формирования гражданских органов власти, налаживания экономической жизни, формирования валютно-финансовой системы, вопросы дипломатического взаимодействия с другими государствами. Саммит может стать исключительно важной площадкой для обсуждения и обмена опытом — Донецку и Луганску будет полезно послушать представителей тех территорий, которые самоопределились много лет назад и уже состоялись как государственные образования. На мой взгляд, особый интерес будет представлять опыт создания и отлаживания экономических отношений — не секрет, что в ДНР и ЛНР формирование собственной денежной системы пока буксует. Не решены в целом вопросы собственности.
Надеюсь, что одним из реальных итогов саммита станет признание ДНР и ЛНР со стороны Абхазии и ряда других стран, что позволит расширить спектр политических контактов, наладить экономические и торговые связи. Полагаю, что за ходом саммита будут пристально следить и в Киеве, и в Москве. А его успешное проведение будет одним из стимулов для будущего признания ДНР и ЛНР со стороны Российской Федерации, которая, к сожалению, в настоящий момент не имеет внятно сформулированной политики в отношении новообразованных государств на постсоветском пространстве.
Публицист Вадим Рожин убежден, что со стороны МИД ДНР это весьма хорошая затея даже в чисто пропагандистском плане:
— Эксплуатируя современные сепаратистские тенденции (особенно в Европе), можно придать проблеме народных республик Донбасса немного другой уровень.
Новости партнеров
Общий кризис современного мироустройства, естественно будет сопровождаться распадом некоторых государств и образованием новых. Когда мы видим ДНР и ЛНР, или же европейских сепаратистов, это пока что «первые ласточки». Поэтому затея с Лигой Новейших Государств хоть и выглядит, скорее, пропагандой и «троллингом», но с другой стороны отражает ростки того «поствашингтонского» мироустройства, которые прорастают на наших глазах.
Все эти маленькие непризнанные государства, которые после «косовского прецедента» получили право ссылаться на американскую же практику перекройки границ, отражают тенденцию к распаду старых национальных государств, построенных по лекалам ялтинско-потсдамского мира и сохранявшихся в условиях «поздневашингтонского» мироустройства. Количество этих непризнанных «огрызков», обладающих, тем не менее, всеми или большей частью черт независимых государств, становится все больше. И хоть их стараются не замечать, воспринимая как болезненные и досадные дефекты современного мира, тем не менее де-факто они являются частью меняющейся реальности.
В силу инерции мышления, не все готовы это принять. И, например, до сих пор не могут поверить, что ДНР и ЛНР по отдельности или в составе какой-то Новороссийской федерации, сохранятся надолго. А ведь, скорее всего, то что многим еще недавно казалось временным и случайным, может сохраниться не то, что на годы, а на десятилетия. Как десятилетиями до этого жили Приднестровье, Нагорный Карабах, Южная Осетия, Абхазия и другие непризнанные государства возникшие в результате локальных войн.
В этом плане затея МИД ДНР (вполне возможно — согласованная с Москвой) концептуально весьма неплоха. Так как отражает готовность заглядывать за горизонт «поздневашингтонского» мироустройства, которое сейчас находится в состоянии структурной неустойчивости, и кризис которого мы наблюдаем сейчас. Если смотреть на ДНР и ЛНР глобально, это ведь не только элемент распада «старого мира», но кирпичики в фундаменте нового мира, который еще не наступил, но поступь которого уже можно увидеть на меняющейся политической карте мира. Если Россия планирует долговременную борьбу с США и их гегемонией, то поддержка сепаратистских тенденций в ЕС и в самих США, конечно, должна быть одним из инструментов российской внешней политики.
Публицист Егор Холмогоров же скептически оценивает перспективы нового объединения:
— Это остроумная идея — «потроллить» Запад. Но не более того. Скажем, настоящие непризнанные государства, такие как Карабах, боюсь, не приедут. Они слишком щепетильно относятся к свому престижу. Такие частично признанные государства как Абхазия — тоже с гонором. А описанные государства типа Венеции — это группы активистов, не имеющие политического контроля. Сравнивать себя с ними ДНР, имеющей одну из лучших армий в Европе, — не совсем серьезно. Но пригласить гостей, чтобы привлечь внимание и сочувствие к борьбе Новороссии — дело в любом случае не лишнее. Я не очень верю в признание Россией ДНР. Мне кажется, что если Россия решится на правовые решения в этом направлении — они будут более масштабными.
Еще более категоричен в своих оценках политолог Ростислав Ищенко:
— Проведение саммита не будет иметь никакого политического значения. Только информационное. Создание Лиги никак не сможет повлиять на политические процессы. Ведь главная задача непризнанных государств — стать признанными. Если они ее решат — Лига не нужна. Если не решат — Лига не поможет.
— Насколько опыт ПМР, Абхазии, Южной Осетии, НКР, а теперь ДНР и ЛНР может быть использован в «Стране басков», Венеции и Техасе, представителей которых планируют также пригласить?
— Никак не может использоваться. Да и опыт разный. Кстати, приглашение такого «непризнанного государства», как Техас, еще раз подтверждает, что мы имеем дело с чисто пиаровской акцией.
— А на политику России в отношении непризнанных государств создание и решения Лиги могут повлиять?
Тоже нет. Все эти государства зависят от России и без ее поддержки их ликвидация — вопрос времени (причем небольшого), но не принципа…
Противоборствующие стороны на юго-востоке Украины не готовы прекратить огонь. Об этом говорит провал мирных переговоров в Минске. Мотивация вести боевые действия до победного конца есть как у сторонников ДНР и ЛНР, так и у Киева. Но пока оперативного успеха добилось ополчение, которое пытается полностью окружить группировку Вооруженных сил Украины (ВСУ) под Дебальцевом… Численность группировки – 7–9 тыс. военнослужащих. Если они попадут в котел, возможен не только серьезный военный, но и морально-политический эффект. Как было после поражения армии Украины в августе 2014 года под Иловайском. Именно после тех событий, как известно, представители Киева сели за … Читать дальше »