Полемика вокруг либерализма и либералов активно ведется в российском обществе на самых разных уровнях. Эти дискуссии не проясняют сути проблемы, на уровне массового сознания либерализм фактически превратился в неопределенный идеологический объект, сущность которого выражается известным оскорбительным мемом, что вносит в эту неопределенность особый местный колорит.
Чтобы понять, куда призывают вести общество либералы, необходимо разобраться, что такое либерализм и кто является его конечным бенефициаром. Тем более что либеральная капиталистическая экономика — повседневная реальность, в которой живет российское общество вне зависимости и часто вопреки политической риторике и результатам зрительских голосований на телевизионных ток-шоу.
Сумерки массового сознания
Либерализм исторически находится в каноническом ряду трех крупнейших идеологий современности: консерватизма (идеологии традиционных социальных элит), либерализма (идеологии частного капитала) и социализма (идеологии работников наемного труда). Проблема заключается в том, что реалистически определить либерализм на уровне современного массового сознания не так уж и просто.
Либерализм сегодня превращен в идеологический и политический бренд, который, как и всякий массовый бренд, давно не соответствует своему материальному продукту и реальной стоимости. Естественно, в логике брендинга, либерализм наделяется исключительными положительными внешними характеристиками: риторически, либерализм действительно намного привлекательнее всех других идеологий.
Либерализм в массовом восприятии — идеология абсолютного исторического освобождения личности и общества в целом от государства. Этот намеренно идеализированный, оторванный от реальной политэкономической структуры общества, но чрезвычайно яркий и привлекательный образ полностью удовлетворяет базовую потребность человека в свободе.
Государство — общество — человек
Либерализм — социально-экономическая система, построенная и легитимированная на основании цельной парадигмы онтологии власти определенного типа. Вообще, все три идеологии (консерватизм, либерализм, социализм) прежде всего следует рассматривать в рамках перераспределения власти и собственности в структуре общества.
Либерализм перераспределяет власть в пользу частного капитала, что исторически связано с революционными процессами XVIII века. Идеологически либерализм обосновывает и оформляет претензии на власть, революционность этих претензий заключается в фундаментальном нарушении и сознательном разрушении единства платоновской триады: государство — общество — человек.
Эмансипированные и автономные личности, согласно либеральной доктрине устроения общества, создают плюрализм, структурно воспроизводимый в форме либеральной демократии. Интересно, что практически все авторы литературных антиутопий ХХ века (особенно в «Гимне» Айн Рэнд) исходят из той же предпосылки, что управлять коллективизированным обществом гораздо легче и эффективнее, чем атомизированным.
Под человеком в либеральной идеологии понимается исключительно собственник, что является шагом вперед по сравнению с примитивным национализмом и расизмом. Однако в массовом сознании либерализм становится синонимом «прав человека», под которым понимается каждый человек, что открывает колоссальные возможности для манипуляций.
Старый капитализм не смог полностью устранить государство (чудовище-левиафан Томаса Гоббса), сумев, правда, полностью его дискредитировать. Отвергая государственное насилие как нечто противоестественное и порочное, современное общество безоговорочно принимает корпоративное насилие как новый позитивный субъект подчинения.
От либерализма к неолиберализму
Идеологический либерализм в форме либеральной экономики и либеральной демократии фактически описывается в значениях «конца истории» Фрэнсиса Фукуямы. Это окончательная и всепобеждающая доктрина торжества либеральной миросистемы, впрочем, всегда заявлявшей о своей универсальности.
Однако либерализм претерпел внутреннюю эволюцию, трансформируясь в неолиберализм. За солидным фасадом исторического либерализма XVIII-XIX веков происходит новый этап перераспределения власти и ее отчуждения не только у государства, но и у всего общества в их традиционном понимании.
Неолиберализм устанавливает новый тип отношений, когда частный капитал занимает надобщественную и надгосударственную позицию нового субъекта власти. Именно неолиберализм соответствует новой структуре современности, которая научно раскрыта в оригинальной социологии Александра Зиновьева в понятиях сверхобщества и сверхвласти.
Существенной новизной неолиберализма является попытка биологического расширения границ власти сверхобщества. Будущее уже объявлено постчеловеческим (что делает тот же Фукуяма в работе «Наше постчеловеческое будущее»), но и этот исторический приговор обществу сдобрен «прогрессорской» риторикой.
Кому выгодно?
Сегодня социальное проектирование и проработка замены и устранения государства (в геополитическом аспекте — национального государства) ведет само так называемое гражданское общество. Оно считает себя властью.
Идеи господствующего класса навязываются массовому сознанию через систему аберраций и социального незнания, позволяющих реальному субъекту власти объявить себя несуществующим. Такова безотказная технология, которая позволяет неолиберальному сверхобществу распространять свою власть в планетарном масштабе.
В этой системе власти большинству нет исторического места. Это необходимо ясно осознавать обществу, требующему и приближающему скорейший демонтаж государства.
Павел Родькин,
кандидат искусствоведения, доцент НИУ ВШЭ, член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня»