ГлавноеАналитикаБалтфлот будет ходить с козырей: Россия готовит неожиданный ответ на охоту ЕС...

Балтфлот будет ходить с козырей: Россия готовит неожиданный ответ на охоту ЕС за нашими танкерами

Опубликовано

К каждому «теневому» судну корвет не приставишь, но можно действовать иначе

Евросоюз готовится к масштабной операции по захвату якобы входящих в российский «теневой флот» танкеров в Балтийском море. Для этого имеющие выход к морю страны-участницы разрабатывают специальные юридические меры. Об этом сообщило издание Politico.

Введение нового законодательства позволит арестовывать морские суда за «ущерб», который они могут нанести окружающей среде. Помимо этого, захват танкеров будет возможен при повреждении подводных кабелей и другой критически важной инфраструктуры в Балтике. Напомним, ранее было зафиксировано несколько подобных случаев, в которых обвинили российские и китайские суда.

Новости партнеров

Еще одним основанием для задержания судна в гавани будет считаться «борьба с пиратством».

Кроме того, издание отмечает, что ряд стран, в частности Литва и Эстония, создадут список «надежных» морских страховщиков.

Так, по новым условиям судно получит право на проход по Балтийскому морю, только если оно будет застраховано компанией, входящей в этот перечень, в противном случае танкер ждет задержание.

— Это логика войны, — уверен советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.

— Запад видит себя в состоянии конфликта с Россией, и Балтийское море — один из основных театров. Выдавить Россию с Балтики и сделать ее внутренним морем НАТО — давняя мечта, и все страны блока в меру сил и возможностей работают над ее осуществлением.

Отрабатываются сценарии блокады Балтийского моря для России. При этом Запад хочет сделать этот процесс максимально безболезненным для себя и втягиваться в открытый конфликт пока не готов. Поэтому будут создаваться поводы для ограничения гражданского судоходства при одновременном наращивании военного присутствия НАТО на Балтике.

— Насколько это критично для нашей торговли нефтью? У нас все идет только через Балтику? Другими морями отправить сложнее?

Новости партнеров

— Балтийское море — основные торговые ворота, так было всегда, недаром именно здесь Петр прорубал свое «окно в Европу». Здесь отлаженная логистика и инфраструктура, к тому же, Россия вложила большие средства в развитие портов на Финском заливе. Россия имеет очень ограниченные и неудобные выходы к судоходным морям, поэтому Запад знает, куда бьёт.

— Изучается несколько вариантов для реализации этих планов, среди них — обращение к нормам международного права, допускающего захват судов по экологическим или антипиратским мотивам. Что это за мотивы, насколько они применимы?

— Это самое логичное решение, чтобы избежать угрозы военной эскалации, а ЕС неспроста педалирует тему экологических и инфраструктурных угроз на Балтике, загоняя Россию в эту ловушку.

Учитывая, что у Запада на Балтийском море сейчас «контрольный пакет», создать проблемы для российского судоходства вполне реально.

— «Теневые танкеры» всегда ходят под флагами третьих стран, имеют интернациональный экипаж. Как эти страны и весь мир будут реагировать на подобные случаи пиратства?

— Очевидно, расчет делается на то, что третьи страны просто перестанут позволять России и связанным с ней компаниям фрахтовать свои суда.

— Чем ответим? К каждому танкеру по военному кораблю приставим?

— К каждому танкеру военный корабль не приставишь, а ситуация на Балтике такова, что там абсолютно доминируют страны ЕС и НАТО, которые действуют согласованно. Россия находится в очень невыгодном и уязвимом положении.

Новости партнеров

— А есть ли варианты решения проблемы? И к чему готовиться в дальнейшем?

— Остаётся надежда на то, что полностью закрыть Балтийское море Запад не сможет, так как это нарушение всех международных норм и правил и, в общем, фактическое объявление войны.

К тому же, у России на Балтике остаётся военный флот — тоже значимый аргумент. Поэтому Запад будет ставить палки в колеса и пакостить, но о полной блокаде пока речь не идёт. Однако пока Россия стоит на Балтике, что называется, одной ногой, риски для судоходства будут сохраняться.

— Пока слухи о возможности именно «масштабного захвата танкеров» могут быть и элементом психологического давления — все-таки речь идет об утечке, а не об официальных заявлениях, поясняет директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.

— Хотя официальные лица стран ЕС уже заявляли о нарушении экологических норм при использовании танкеров для подобных целей — например, в январе 2025 года об этом говорила глава МИД ФРГ Анналена Бербок.

А прецедент с арестом танкера Eagle S в связи с подозрениями властей Финляндии, что судно могло использоваться для повреждения подводного кабеля электропередачи и телекоммуникационных кабелей, широко известен.

Но в ближайшем будущем, скорее, более вероятно проведение точечных операций силовыми структурами европейских государств для дальнейшего «прощупывания почвы».

Для Вашингтона выгодно усиление давления на Москву. Но, учитывая, что Дональд Трамп, в большинстве случаев, не спешит связывать себя жесткими международными обязательствами — далеко не факт, что новая администрация США успела предоставить европейским державам какие-то конкретные гарантии поддержки в этом вопросе.

Больше в стиле Трампа — прямо или косвенно подтолкнуть европейские государства к таким шагам, а затем дождаться ситуации, при которой за поддержку со стороны США в этом деле можно будет требовать уже более существенных уступок от вовлеченных стран ЕС.

— Изучается несколько вариантов для реализации этих планов, среди них — обращение к нормам международного права, допускающего захват судов по экологическим или антипиратским мотивам. Какие специальные законы они для этого могут принять?

— Скорее всего, представители ЕС и вовлеченных европейских стран действительно попытаются акцентировать внимание на экологических рисках при использовании таких танкеров, либо обвинять экипажи таких судов в диверсионной деятельности.

Понятно, что в ряде случаев европейским силовым структурам придется искать возможности, как обойти международные нормы, с которыми такие действия могут вступить в противоречия.

Также можно отметить предложение главы МИД Польши Радослава Сикорского о введении санкции против экипажей судов, которые будут обвиняться в причастности к «теневому флоту», действующему в интересах России.

— Как мир отнесется к этому? Это же откровенное пиратство…

— Судебные иски от владельцев судов, конечно, наверняка будут. Заявления МИД государств, под флагами которых ходят такие танкеры, в случае их ареста, вероятно, тоже будут иметь место. Но любой судебный процесс требует времени.

К тому же, европейским государствам для их целей не обязательно устраивать масштабные облавы на танкеры. Они могут исходить из того, что даже точечные операции силовых структур стран ЕС подобного рода могут вести к усилению уровня тревожности со стороны владельцев таких судов, что может вести к росту цен на фрахт танкеров, которые могут использоваться в интересах России.

— У нас есть возможности реагировать? Может, военное сопровождение?

— The Wall Street Journal в конце января 2025 года утверждала, что российские военные корабли на Балтике уже могут использоваться для сопровождения танкеров «теневого флота». Однако для таких танкеров как раз важно быть незаметными, а подобное сопровождение будет привлекать к ним внимание.

К тому же, западные СМИ и эксперты также отмечали, что выявлять танкеры, используемые для таких нужд, не так просто. Скорее, как минимум, в первое время Россия может исходит из того, что «всех не переловить». При этом у Москвы появляются дополнительные стимулы для проведения военно-морских учений на Балтике — для демонстрации своих возможностей.

— Есть опасение, что они отрабатывают сценарии будущей войны на Балтике?

— Стоит повторить, что одна из целей такой тактики стран ЕС, если она будет применяться в дальнейшем — получить еще один рычаг экономического давления на Москву, рассчитывая, что он хотя бы частично сработает, даже если силовые операции в отношении таких танкеров будут единичными.

Кроме того, такой сюжет будет выгоден лоббистами усиления ВМС европейских стран, имеющих выход к Балтийскому морю. Все-таки программы по модернизации флота и необходимой для него инфраструктуры практически всегда затратны, и чем больше аргументов для увеличения таких расходов, тем лучше для сторонников такой политики.

svpressa.ru

По «404-й» прилетела русская «ответка», которая ошеломила всю Украину

На Полтавщине озверевшие агенты СБУ кошмарят местных жителей в поисках русского корректировщика По военным и энергетическим объектам Украины во вторник нанесен, возможно, самый мощный удар...

Россия перераспределила остатки газа на Украине

Энергообъекты на Украине вновь оказались в фокусе внимания российских военных. В этот раз под удар попали газовые месторождения в Полтавской области, а до того...

Уровень сделки. Стоит ли ждать от Трампа стратегических решений

Президент США Дональд Трамп, раздающий интервью практически в режиме non-stop, заявил, что за последнюю неделю в мирных переговорах по Украине достигнут, как он выразился,...

Читайте также

ВСУ отказались от методик НАТО в пользу советского боевого опыта

К исходу третьего года конфликта главком ВСУ Александр Сырский решил начать реформирование украинской армии....

Путин сменил главу Роскосмоса

Президент России Владимир Путин освободил Юрия Борисова от должности генерального директора Роскосмоса, сообщается в...

Игры Трампа с Мексикой и Канадой уничтожают репутацию США

Президент США внезапно отложил на месяц свои угрозы ввести крупные торговые пошлины против своих...