ГлавноеАналитикаАлександр Дугин. Либеральный момент: от "конца истории" до Трампа

Александр Дугин. Либеральный момент: от «конца истории» до Трампа

Опубликовано

В номере престижного глобалистского издания Foreign Affairs за 1990/1991 американский эксперт Чарльз Краутхаммер написал программную статью «Однополярный момент», в которой предлагал следующее объяснение конца двухполярного мира. После краха блока стран Варшавского договора и распада СССР (который еще не произошел к моменту публикации статьи) наступит такой миропорядок, в котором США и страны коллективного Запада (НАТО) останутся единственным полюсом и будут править миром, устанавливая правила, нормы, законы и приравнивая свои собственные интересы и ценности к универсальным, всеобщим и общеобязательным. Эту установившуюся де-факто мировую гегемонию Запада Краутхаммер и назвал «однополярным моментом».

Немного позднее другой американский эксперт — Фрэнсис Фукуяма опубликовал сходный по смыслу манифест о «конце истории». Но, в отличие от Фукуямы, который поспешил провозгласить, что победа Запада над всем остальным человечеством уже состоялась и все страны и народы отныне беспрекословно примут либеральную идеологию и согласятся с единоличным доминированием США и Запада, Краутхаммер был более сдержан и осторожен и предпочитал говорить именно о «моменте», то есть о сложившейся де-факто ситуации в международном балансе сил, но не спешил с выводами о том, насколько прочным и долговременным будет однополярный миропорядок. Все признаки однополярности были налицо: безусловное принятие почти всеми странами капитализма, парламентской демократии, либеральных ценностей, идеологии прав человека, технократии, глобализации и американского лидерства. Но Краутхаммер, фиксируя такое положение дел, все же допускал возможность того, что это не нечто устойчивое, но лишь этап, определенная фаза, которая может превратиться в долгосрочную модель (и тогда Фукуяма оказался бы прав), а может и завершиться, уступив место какому-то иному миропорядку.

Новости партнеров

В 2002-2003 годах Краутхаммер в другом престижном, но уже не глобалистском, а реалистском издании National Interest возвратился к своему тезису в статье «По поводу однополярного момента» — на сей раз он выдвинул мнение, что спустя десять лет однополярность оказалась именно моментом, а не прочным миропорядком и что в скором времени будут складываться альтернативные модели, учитывающие рост антизападных тенденций в мире — в исламских странах, в Китае, в укрепляющейся России, где к власти пришел сильный президент Путин. Позднейшие события еще более укрепили Краутхаммера в убежденности, что однополярный момент позади, США не смогли сделать свое мировое лидерство, которым действительно обладали в 90-е годы ХХ века, прочным и устойчивым, а могущество Запада вступило в период заката и упадка. Шансом мирового господства, которое было у них практически в руках, западные элиты не смогли воспользоваться, и теперь надо как максимум принять участие в строительстве многополярного мира в ином статусе, не претендуя больше на гегемонию, чтобы вообще не остаться на обочине истории.

Мюнхенская речь Путина в 2007 году, приход к власти в Китае сильного лидера Си Цзиньпина и стремительный рост китайской экономики, события в Грузии 2008 года, украинский Майдан и воссоединение России с Крымом и, наконец, начало СВО в 2022 году и большой войны на Ближнем Востоке в 2023-м только подтвердили на практике, что осторожный Краутхаммер и предсказавший эпоху «столкновения цивилизаций» Самуэль Хантингтон оказались намного ближе к истине, чем слишком оптимистичный (для либерального Запада) Фукуяма. Сейчас всем здравомыслящим наблюдателям очевидно, что однополярность была лишь «моментом», что она сменяется новой парадигмой: многополярностью или — более осторожно — «многополярным моментом».

Спор о том, идет ли речь о чем-то необратимом или, напротив, временном, переходном, неустойчивом в случае той или иной международной, политической и идеологической системы, имеет давнюю историю. Часто сторонники какой-то одной теории яростно настаивают на необратимости социальных режимов и трансформаций, с которыми солидарны, а их противники или просто скептики и критически настроенные наблюдатели выдвигают альтернативную идею, что речь идет лишь о моменте.

Это легко проследить на примере марксизма. Если для либеральной теории капитализм и буржуазный строй — это судьба человечества, они наступают и никогда не кончатся (так как мир может быть только либерально-капиталистическим и постепенно все станут средним классом, то есть буржуазией), то марксисты рассматривали сам капитализм как исторический момент развития. Он был необходим для преодоления предыдущего момента (феодального), но, в свою очередь, должен быть преодолен социализмом и коммунизмом, а власть буржуазии должна будет смениться властью трудящихся, и после уничтожения капиталистов и частной собственности в человечестве останутся только пролетарии. Коммунизм здесь для марксистов уже не момент, а, по сути, «конец истории».

Серьезным доказательством правоты марксизма стали социалистические революции ХХ века — в России, Китае, Вьетнаме, Корее, на Кубе и т. д. Но мировой революции не произошло, а в мире стали существовать две идеологические системы — это и был двухполярный мир, существовавший с 1945 (после совместной победы коммунистов и капиталистов над нацистской Германией) по 1991 год. В идеологическом противостоянии каждый лагерь утверждал, что противоположный ему лагерь — не судьба, а всего лишь момент, не конец истории, но промежуточная диалектическая фаза. Коммунисты настаивали на том, что капитализм рухнет и везде воцарится социализм, а сами коммунистические режимы будут «существовать вечно». Либеральные идеологии отвечали им: нет, исторический момент — это вы, вы — лишь отклонение от буржуазного пути развития, недоразумение, девиация, а капитализм будет существовать вечно. Именно это, собственно, и является содержанием тезиса Фукуямы о «конце истории». В 1991 году показалось, что он был прав. Социалистическая система рухнула, а развалины СССР и Китая ринулись в рынок, то есть перешли на капиталистические рельсы, подтвердив предвидения именно либералов.

Конечно, некоторые марксисты затаились и считают, что еще не вечер, капиталистическая система еще даст сбой — и тогда придет час пролетарской революции. Но это не точно. Ведь пролетариата в мире становится все меньше, и вообще человечество идет в совершенно ином направлении.

Гораздо более обоснованны взгляды либералов, которые вслед за Фукуямой приравняли именно коммунизм к моменту и провозгласили «бесконечный капитализм». Параметры нового общества, в котором капитал достигает тотального и реального доминирования, на разные лады обыгрывались постмодернистами, предлагавшими экстравагантные методы борьбы с капиталом изнутри. Это включало пролетарский суицид, осознанное превращение индивидуума в инвалида или компьютерный вирус, смену пола и даже видовой принадлежности. Все это стало программой левых либералов в США и активно поддерживается правящей верхушкой демократической партии — woke, культура отмены, экоповестка, трансгендеры, трансгуманизм и т. д. Но и сторонники, и противники победившего капитализма соглашались, что это не просто фаза развития, которую сменит что-то еще, а что это — судьба и финальная стадия становления человечества. Дальше может быть только переход к постчеловеческому состоянию — тому, что футурологи называют «сингулярностью». Сама смертность человека здесь преодолевается в пользу механического бессмертия машины. Иными словами, добро пожаловать в Матрицу.

Новости партнеров

Однако сама возможность применить к эпохе состоявшейся «всемирной победы капитализма» термин «момент» открывает совершенно особую перспективу, пока еще слабо продуманную и разработанную, но все более и более отчетливую. А не стоит ли допустить, что откровенный и очевидный сегодня всем крах западного лидерства и неспособность Запада быть полноценной универсальной инстанцией легитимной власти несут в себе и идеологическое измерение? Не означает ли конец однополярности и западной гегемонии конец либерализма?

Это соображение подтверждается важнейшим политическим событием: первым и вторым сроком Дональда Трампа как президента США. Этот выбор американского общества президентом политика, который откровенно критикует глобализм и либерализм, является ярким выражением того, что даже в центре однополярного Запада созрела критическая масса недовольства основным идеологическим и геополитическим вектором правления либеральных элит. Более того, выбранный Трампом в качестве вице-президента США Дж. Д. Вэнс прямо характеризует свое мировоззрение как приверженца «постлиберальных правых». Либерализм фигурировал в качестве негативного термина во время всей предвыборной кампании Трампа, хотя под ним имели в виду «левый либерализм» как идеологию Демократической партии США. Однако в более широких кругах «народного трампизма» либерализм устойчиво превратился в ругательство и стал восприниматься чем-то неотделимым от вырождения, разложения, извращения правящих элит. В цитадели либерализма — в США — уже второй раз в недавней истории побеждает политик, предельно критически относящийся к либерализму, а его сторонники вообще не стесняются прямой демонизации этого идеологического течения.

Таким образом, мы можем говорить о конце «либерального момента», о том, что либерализм, казавшийся выигравшей в исторической перспективе и раз и навсегда победившей идеологией, оказался лишь одним из этапов мировой истории, а не ее концом. И за пределом либерализма — после конца либерализма и по ту сторону либерализма — постепенно будет проступать альтернативная идеология, иной миропорядок, иной ценностный уклад. Либерализм оказался не судьбой, не концом истории, не чем-то необратимым и всеобщим — но лишь эпизодом, лишь исторической эпохой, имевшей начало и конец, четкие географические и исторические границы. Либерализм вписан в контекст западного модерна. Он выиграл идеологические сражения с другими разновидностями этого модерна (с национализмом и коммунизмом), но в конце концов рухнул, завершился. И вместе с ним завершились тот самый однополярный момент Краутхаммера и еще более обширный цикл единоличного колониального доминирования Запада в планетарном масштабе, начавшийся с эпохи великих географических открытий.

Автор — философ, политолог, социолог, переводчик и общественный деятель. Кандидат философских наук, доктор политических наук, доктор социологических наук. Профессор МГУ им. М. В. Ломоносова

ria.ru





Стратегия Запада на фоне успехов СВО. Как России не попасть в ловушку

«Обескураживающее сочетание слепого патриотизма, бездумного оптимизма, чистейшей дезинформации и откровенной лжи» – так известный американский ученый Джеймс Лёвен когда-то охарактеризовал в своей книге «Ложь,...

Forbes: Следом за Великой Новоселкой ВСУ теряют всю линию обороны

Угледар вызвал «эффект домино» на всем южном театре военных действий Ситуация на южном театре военных действий для ВСУ складывается критически. Украинцы до сих пор испытывают...

Курская дуга: «Корейцы Ким Чен Ына кончились, на спасение русских бросили хуситов»

FT огорошила читателей скандальной новостью Военный эксперт Владислав Шурыгин опубликовал видео освобождения Дарьино в Суджанском районе. В плен попал один из командиров подразделений украинской армии....

Читайте также

Пострадают миллионы: Украина жестоко поплатится за свое решение

На минувшей конференции "Ялтинская европейская стратегия" в Киеве глава ГУР Буданов* объявил, что "война...

Курская дуга: «Корейцы Ким Чен Ына кончились, на спасение русских бросили хуситов»

FT огорошила читателей скандальной новостью Военный эксперт Владислав Шурыгин опубликовал видео освобождения Дарьино в Суджанском...

НАТО не хватает пороха для войны с Россией

Глава германского оборонного ведомства Писториус растерянно сообщил, что Россия производит столько вооружений за квартал,...