ГлавноеАналитикаАлексей Живов. Армейская связь: проблемы и решения

Алексей Живов. Армейская связь: проблемы и решения

Опубликовано

Типичная история, когда заходишь на КП дивизиона, батальона, полка — в «углу со связью» парад радеек. Командирский Азарт, внутренняя связь на разного рода китайцах и еще рации смежников. Все по-военному строго, под каждой рацией подпись о том, с кем она соединяет. Ну и Тапик где-то там же стоит.

Связь — наше все

Новости партнеров

Без связи даже самый талантливый генерал будет низведен до комбата. 2022 год армия встретила в обнимку с Баофенгами и мессенджерами в телефоне. Командиры приспосабливались к дефициту связи как могли. Все, кто хотел выжить и выполнить поставленные задачи, «родили связь» из всего, что было под рукой.

Хорошо помню сюжет из летней кампании 2022 года. Танкисты поехали поддержать штурмовую группу в Алексеевке, пока ехали, связь работала. Как зашли в бабкасело, связь отвалилась. Куда стрелять, непонятно. Послали верстового, как бывало в 1942 году. Вестовой добежал, поступал по танку, и рукой показал, куда стрелять. Хорошо, тогда дронов не было.

В начале военной операции на Украине военнослужащие выходили из ситуации как могли. Приспособили сотовую связь и интернет для управления войсками. Набрали китайских «мелофонов» и так воевали. Причем внутриполковую связь приходилось подбирать методом проб и ошибок. Единого решения не было.

Азарт?

Половина военных не умела им пользоваться. У второй половины дефицитных Азартов просто не было. Враг быстро смекнул, что азарты есть не у всех.

Китайский связной

Долгое время связь на ЛБС целиком стояла на китайских рациях и российских аналогах, собранных из китайских комплектующих: Баофенги, Анитоны, Комрады, ТиТы и тд. Сам пару раз оснащал роты такими средствами связи.

Новости партнеров

Импортозамещение

Китайцев противник нещадно ломает и слушает, многие рации в условиях перенасыщенного «радиоэфира» и электромагнитных излучений перестают работать.

Круг проблем с отечественными радиостанциями пока такой:

1. Нет опыта применения и низкая известность в войсках;

2. Недостаточный объем производства, иногда слишком высокая стоимость;

3. Российские производители не могут найти все нужные мирокомпоненты в России (локальные производства компонентной базы пока не дают возможности полного импортозамещения), поэтому некоторые элементы радиостанций закупают у дружественных стран, а после долго доказывают, что сама радиостанция произведена по российской технологии в интересах страны и лишь в небольшой части использует зарубежный компонент.

Пока идет разбирательство (действительно ли это российская разработка или кто-то просто этикетки переклеил) новая и готовая к работе продукция месяцами пылится на тыловых складах. Последнее время такое происходит даже с крупными производителями.

За последние пару лет российская радиоэлектронная промышленность создала новые и сильно модернизировала уже известные станции. Ангстрем сделал Азарт-2, появились комплексы связи Гранит, Гудвин, заметно модернизировалась Эрика.

Новости партнеров

Конечно, некоторые новые модели пока лучше работают на полигоне, чем на ЛБС, но производители обещают все исправить.

Тем временем современная война диктует очень высокие требования к радиосвязи, которые постоянно расширяются.

Новые вызовы

Многие подразделения по-прежнему нуждаются в надежной защищенной связи ротно-батальонного уровня, способной работать из под десятков РЭБ станций.

Сейчас активно идет внедрение цифровых систем управления боем, для которых просто хорошей рации мало, нужна пакетная передача данных и сопряжение с другими системами. Подбирать такие рации под задачи фронта приходится методом проб и ошибок.

Практика добровольцев

Связь в боевых условиях — это сложный комплекс решений. Кроме связи внутри батальона/бригады/полка нужна связь со смежниками. Фронт нарезан ломтями, у каждого своя зона ответственности. Если нет связи, то любое взаимодействие между смежниками превращается в муку.

На связи должны быть и командиры и сержанты непосредственно осуществляющие боевую работу. Иначе можно провалить наступление даже на самом перспективном участке фронта, например, за счет дружественного огня.

Следовательно, смежники должны быть на одних радиостанциях, или у радиостанций должно быть сопряжение протоколов, но как указывал в прошлом посте, часто это «парад радеек».

Задачи военной связи за 2,5 года СВО изменились радикально. Раньше было достаточно, чтобы тебя слышали и можно было растягивать сигнал на всю зону ответственности батальона/бригады.

Современная война, на примере 88-й рдбр «Эспаньола», диктует заметно больше требований к связи. Рации не только должны давать стабильный сигнал, они должны работать в условиях РЭБ и РЭР помех, которые создают свои и чужие подразделения.

Требования современных войн

Современные комплексы радиосвязи должны быть надежно защищены от помех, попадать в свободные от РЭБ диапазоны, и обладать достаточной мощностью, но и это не все!

Современная связь кроме голоса, должна передавать пакеты данных. Линия боевого соприкосновения сейчас полностью просматривается сотнями стационарных и мобильных камер.

Координаты целей передаются в виде цифровых пакетов данных. Война перемещается в «цифру» и требует, чтобы комплексы радиостанций могли быть «геометкой» и закрытой сетью цифровой передачи данных, которую можно сопрягать со смартфонами и АСУ (системами управления боем).

«Единственный критерием истинности» выступает применение радиостанций на линии боевого соприкосновения. Очень часто бывает, что заявленные ТТХ в условиях ЛБС не работает.

Бригада «Эспаньола» выступает в качестве опытно-экспериментального центра боевой апробации. В поисках эффективных решений бригада изучает новые образцы техники, общается с производителями, пытаясь найти оптимальное соотношение характеристик, которые сегодня требует от Эспаньолы Донецкий фронт в районе Часов Яра.

Уже получил отклики на первую публикацию. Одним из них стало письмо от компании «Уральские заводы» (производитель популярных у спецслужб радиостанций «Эрика»), которая предложила свою поддержку в организации устойчивой радиосвязи на ЛБС для бригады «Эспаньола».

Автор — военный волонтер, публицист, политолог. Автор и ведущий проекта «Достоевский клуб»

ЖИВОВZ





Инфраструктурные войны: Запад осознал себя в новой реальности

Энергетический кризис неотвратимо надвигается на Европу Накануне немецкая BILD со ссылкой на американскую The Wall Street Journal сообщила о том, что крупный предприниматель из США...

Александр Дугин. Слабое место России, или Как уравнять шансы

Одна из самых больших проблем, с которыми Россия столкнулась в этой войне, состоит в уровне разведки, технологий слежения и проникновения внутрь российских информационных систем....

Деградация укро-ПВО: Британцы печально отдали должное «тактике Суровикина»

Планирующие русские авиабомбы стали проклятием для ВСУ Возможности украинской противовоздушной и противоракетной обороны полностью истощены. Несмотря на относительно надежную защиту Киева, ПВО ВСУ не справляется...

Читайте также

Москва нашла ядерный ответ на угрозы западных ударов

В ООН оригинально высказались по поводу байденовских дальнобойных ударов по России. По идее, организация,...

Алексей Чадаев. Про бородатую женщину

Социальная энергия испокон веков есть главный двигатель больших политических процессов. Энергия борьбы угнетённых за...

Ростислав Ищенко. Чем можно по-настоящему напугать США

Пока в России радуются ракетному удару по Днепропетровску и ждут "реакцию Запада", реакция прошла...