После победы Трампа на президентских выборах в США Украина оказалась в крайне двойственной ситуации, когда есть установка на продолжение длительной войны, но возникли проблемы во внешнем контуре управления, откуда поступают противоречивые сигналы о её перспективах.
На внутреннем треке всё понятно: есть установка со стороны уходящей администрации и её европейских сателлитов — затягивать войну насколько это возможно, чтобы ослабить Россию и препятствовать остановке войны. Поэтому необходимо усиливать насильственную мобилизацию, убеждать население, что победа «с выходом к границам 1991 года» возможна и что у Украины есть ресурсы (собственные/зарубежные), чтобы её добиться, в чём у населения всё больше и больше сомнений.
Новости партнеров
Но при этом уже с января могут возникнуть проблемы по американской линии, так как новая администрация собирается закончить войну на Украине или же сбросить её на ЕС и НАТО, возможности которых без США ограниченны. «Партия войны» до конца не знает, как поведёт себя Трамп после инаугурации, поэтому до этого момента будут максимизироваться поставки вооружений на Украину в рамках ранее выделенных сумм, а также обсуждаться возможности наращивания этих поставок за счёт европейских стран.
Это также ведёт к увеличению поставок ракет ПВО и ускорению передачи обещанных ЗРК, а ещё к очередной актуализации вопроса передачи дальнобойных ракет для ударов на стратегическую глубину.
На этом фоне заявления Зеленского о накапливании ЗРК и ракет ПВО привязано к ожидаемой кампании ударов по энергосистеме Украины в ближайшие месяцы. Массированный удар ВС РФ этим утром — тому пример. Просроченный своими словами пытался успокоить население Украины, которое застыло в ожидании «чёрной зимы».
Уже сейчас наблюдается процесс отправки на фронт расчётов ПВО (до 25% личного состава), что привело к росту ущерба от нарастающих налётов БПЛА типа «Герань», а западные источники заявляют, что Россия накопила большое количество ракет типа «Кинжал», «Калибр», X-101 и других, которые могут при комплексном применении обеспечить поражение ключевых объектов энергосистемы.
Постоянные налёты «Гераней», помимо собственно ущерба, в ежедневном режиме истощают систему ПВО противника, так как на отражение этих атак им приходится тратить в том числе ракеты ПВО, что увеличивает зависимость Украины от дальнейших поставок. Особенно это касается ракет для ЗРК IRIS-T, NASAMS, Patriot, SAMP-T. Если при победе Харрис можно было ожидать, что ежемесячные поставки таких ракет будут практически гарантированы, то текущий запас, по сути, гарантирован только до второй половины января 2025 года.
Поэтому противник опасается комбинации двух факторов — усиления российских ракетных и беспилотных атак на энергоструктуру и сокращения/прекращения крупных поставок ракет для ПВО со стороны США. Поэтому в оставшихся пакетах военной помощи Украине США поставят максимально возможное число ракет для ПВО, которые съедят существенную часть из оставшихся $7 млрд помощи на 2024 год.
Собственные ресурсы Украины уже давно не позволяют обеспечивать советские системы ПВО ракетами. И эта ситуация также увеличивает зависимость от Запада. Поэтому сейчас основной акцент сделан на разработке при помощи западных специалистов более дальнобойных ракет для ударов по России, продолжающих линию ракет «Гром-2» и «Нептун», которые уже использовались для ударов по территории РФ.
Новости партнеров
Но объёмы производства вряд ли смогут сравниться с объёмами поставок крылатых и баллистических ракет, уже осуществлённых США и НАТО.
Ущерб же Украине от российских ударов будут пытаться использовать для давления на администрацию Трампа, чтобы она не прекратила военные поставки на Украину.
Автор — эксперт Центра военно-политической журналистики