Поиск статьи

ГлавноеАналитикаТерапия от Путина. О чем узнал Запад на встрече стран мирового большинства

Терапия от Путина. О чем узнал Запад на встрече стран мирового большинства

Опубликовано

К прошедшему в Казани саммиту БРИКС было приковано внимание всего мира. Зарубежные СМИ с явным беспокойством писали о прорыве российской изоляции. И оказались правы. Но в то же время ошиблись в куда более важном вопросе.

Откуда взялось противопоставление

Новости партнеров

На Западе к объединению относятся двойственно. Чтобы понять это, надо вернуться немного назад.

Саму аббревиатуру БРИК ввел в употребление британский экономист Джим О’Нил с одной целью: кратко обозначить активно развивающиеся страны — Бразилию, Россию, Индию и Китай.

Лишь после того, как «четверка» получила очертания благодаря встречам на уровнях министров и лидеров, на Западе возникли спекуляции: мол, основные конкуренты США создают альтернативу НАТО. До этого в удобном экономическом сокращении никто угрозы не видел.

При этом в БРИК (превратившейся в БРИКС после вступления ЮАР) регулярно заявляли: деятельность объединения не направлена против кого-либо.

В организации старательно избегают даже агрессивного термина «блок» и постоянно напоминают о готовности сотрудничать со всеми. Кроме того, нет сформулированных военных задач, общих вооруженных сил или какого-либо соглашения по обороне. Акцент — на экономику и равноправие.

Поэтому точка зрения о том, что БРИКС и НАТО могут вступить в конфликт, для Запада оставалась все же маргинальной: даже в публикациях, оценивающих такие «перспективы», указывалось, что они крайне маловероятны. И все же тема, что называется, витает в воздухе.

Разная природа объединений

Новости партнеров

США, например, вынуждены регулярно объяснять свою позицию. На официальном уровне они заявляют, что не видят опасности в БРИКС, пусть туда и входят их признанные стратегические противники (Россия и Китай).

Эксперты тоже указывают на принципиальное различие в природе объединений. «Приравнивать БРИКС к НАТО, как это делают некоторые, — преувеличение», — считает, например, политолог Ральф Шелльхаммер.

«Сплоченность среди стран проистекает из их коллективной приверженности национальному суверенитету, а не из общей цели. Вместо того чтобы передать власть наднациональному органу, эти страны, скорее всего, укрепят свою автономию. Даже предполагаемая цель создания альтернативной платежной системы для конкуренции с долларом США отражает лишь желание защитить суверенитет от внешнего давления», — подчеркивает он.

«В то время как Россия и Китай хотят сделать блок передовым фронтом своих антиамериканских усилий, другие члены, вроде Индии и Бразилии, стремятся отрегулировать существующий мировой порядок, чтобы он приносил пользу Глобальному Югу», — отмечает, в свою очередь, издание The Washington Post.

По словам профессора Звелету Джолобе из Кейптаунского университета, ЮАР, в частности, рассматривает БРИКС именно как организацию, предлагающую экономические возможности.

«Политикам здесь не нравится идея военного союза с Россией, — заявил он WP. — ЮАР хочет хороших отношений с Москвой, Вашингтоном и Брюсселем».

Другие аналитики также подчеркивают противоречия между разными членами БРИКС. Например, пограничные претензии КНР и Индии, которая, вдобавок, входит в антикитайский блок QUAD, возглавляемый США.

В Пекине и Нью-Дели понимают, что, как минимум, пограничную проблему надо решать. Председатель КНР Си Циньпин и премьер Индии Нарендра Моди даже обсудили вопрос урегулирования на полях казанского саммита и анонсировали скорую встречу спецпредставителей.

Новости партнеров

«Справимся сами»

В таком контексте саммит БРИКС-2024 для Запада может стать поводом успокоиться.

Президент Путин повторил тезисы о ненаправленности объединения против кого-либо. Эти же положения закреплены в итоговой Казанской декларации.

Отвечая на призыв генсека ООН Антониу Гутерреша «жить семьей», российский лидер отметил — так и происходит. Но, «к сожалению, часто случаются размолвки, скандалы, дележ имущества, дело иногда доходит и до драки».

То есть возможных противоречий среди членов БРИКС никто не отрицает.

Путин косвенно подтвердил и другие сомнения, высказываемые за рубежом, — например, о создании альтернативы системе SWIFT. В БРИКС над этим не работают, хватает и национальных финансовых механизмов. Да и отказ от доллара, дал понять российский лидер, вовсе не «крестовый поход» против американской валюты, а лишь вынужденная мера.

Президент умело обошел вопрос об «опасности» поездки в Бразилию на встречу «Группы двадцати» (G20), который ему задали на встрече с журналистами стран БРИКС. Вместо конфронтационной риторики (а речь шла о перспективе ареста по ордеру МУС), он подчеркнул важную роль «Двадцатки». Россия не хочет мешать работе группы — формат полезен всем. Тезис, кстати, также продублирован в Казанской декларации.

«Исходя из того, что мы знаем, какая обстановка складывается вокруг России, не хотим все проблемы, которые с этим связаны, переносить на институты, в развитии которых мы сами заинтересованы (G20. — Прим. ред.), — отметил российский лидер и на итоговой пресс-конференции. — Со своими проблемами будем справляться и справимся сами».

Американский вызов

Такая позиция, с одной стороны, может убедить западных политиков и экспертов в их правоте: БРИКС действительно не соперник НАТО.

В то же время это делает несостоятельными любые попытки препятствовать членам Североатлантического альянса примкнуть к другой структуре. Пока, впрочем, в НАТО только Турция подала заявку на присоединение к БРИКС. США и ЕС отреагировали сдержанно, во всяком случае, в публичных заявлениях.

По мнению Шелльхаммера, настоящий вызов для БРИКС возникнет после американских выборов. Привлекательность организации, считает эксперт, в последние годы основана на слабой внешней политике Джо Байдена. После его ухода ситуация может измениться.

С другой стороны, нельзя исключать другой вариант. Если к власти придет Дональд Трамп, требующий от партнеров по НАТО непосильного увеличения военных расходов, еще больше стран выразит заинтересованность в БРИКС. Там, по крайней мере, нет трат на общую оборону, зато есть экономическое равноправие.

ria.ru



Ростислав Ищенко. Возвращение украденного: Россия не забирает чужое, а возвращает свое

Россия прирастала территориями во всех направлениях. Но если колонизация Сибири русскими переселенцами происходила во многом как естественный процесс движения испытывавшего земельный голод разраставшегося крестьянства,...

Сначала ЗАЭС отдадим, потом Кинбурнскую косу. А дальше что?..

Россия может допустить американцев на свою АЭС в Запорожье. К чему это приведет? В случае принятия политического решения руководством страны Росатом готов обсуждать форматы взаимодействия...

Безальтернативность капитуляции. Почему СВО не может закончиться «компромиссом»

Западные СМИ вновь активно пишут о скором масштабном наступлении ВС РФ. Даже приводят аргументы, почему раньше это было неосуществимо, а теперь — вполне. Так, The...

Читайте также

За что Скандинавия выгоняет российских релокантов

Швеция и Финляндия невольно стали способствовать разоблачению мифов о «тоталитарной России», – и об...

Захар Прилепин. Пересчёт накануне

До 9 Мая остаётся несколько дней. Помимо бывших советских республик (к нам едут шесть глав...

Условия Украины, ЕС и США. А где условия России?

К настоящему моменту опубликованы два набора тезисов, один из которых выражает позицию ЕС и...