Примечательное интервью дал замминистра иностранных дел Александр Грушко новостному агентству Baltnews. Тем, кто особенно пристально следит за европейской политикой нашей страны, его стоит прочитать полностью. Впрочем, оно показательно и с точки зрения общей философии внешнеполитической деятельности. Здесь же обращу внимание на три ключевых, на мой взгляд, тезиса Грушко.
Первый: «Старая Европа – это крупные страны, такие как Франция, Германия, Италия, которые время от времени что-то говорят о своих национальных интересах, о том, что место Европы в будущем мире немыслимо без здравых отношений с Российской Федерацией, что нельзя идти на поводу по каждому вопросу у Вашингтона, что отношения с США не должны носить вассальный характер».
Новости партнеров
Это не так. Ни одна из этих стран на правительственном уровне уже давно не заявляет ничего подобного — даже время от времени. И дело здесь состоит не в том, что они «на поводу» или «вассалы», а в том, что в Германии, Франции, Италии, как и в Польше, Дании, Бельгии, Швеции, Финляндии и так далее подавляющая часть современных правящих элит уверена, что обострять отношения с Россией, «добить» её, «поставить её на колени», раздробить и потом поучаствовать в её разграблении — это именно то, от чего их страны выиграют. Другие элиты в этих странах есть, но они пока далеки от того, чтобы взять государственный руль в свои руки. В этом вопросе ошибаться нельзя. А вот содействовать формированию уважительно относящихся к нашей стране элит необходимо. Но это дело требует высокого профессионализма и целеустремлённости.
Следующий тезис: «США рассматривают многополярный мир как мир, угрожающий США».
Да, это так. Но в Вашингтоне научились работать с таким миром. Посмотрите, что происходит с позициями большинства стран нашей планеты по конфликту вокруг Украины: они сегодня ближе к позиции Вашингтона, Лондона и Киева, чем к позиции Москвы. То есть, как минимум, в этом вопросе Москва управиться с многополярностью мира в свою пользу пока не смогла – даже в том, что касается партнёров по БРИКС. Другими словами, сегодня многополярность – это больше наша проблема, чем проблема США. Надо хорошо отдавать себе в этом отчёт.
Дальше Грушко говорит: «В настоящий момент я просто не вижу возможности политического диалога, потому что во всех политикообразующих документах НАТО и ЕС Россия обозначена как угроза. До тех пор, пока стратегическое видение в отношении России не поменяется, пока не изменится сам фундаментальный подход, никакое восстановление диалога невозможно».
Наша страна не имеет ни права, в силу своей истории, ни исторического времени, в силу международной обстановки, чтобы руководствоваться таким пассивным подходом. Не ждать, пока подход Запада к России поменяется, то есть поменяет себя, а предпринять такие действия, чтобы НАТО и ЕС или, как минимум, отдельные европейские страны или даже США ВЫНУЖДЕНЫ были менять свой подход к отношениям с Россией. Путь к этому одновременно и прост и сложен: нанесение НАТО и ЕС стратегического поражения на украинском театре, отправной точкой в котором должно стать уничтожение режима их киевских ставленников, но которое этим не ограничивается.
И последнее – по поводу в очередной раз упомянутых Грушко «гарантий»: хватить уже говорить о том, что мы требуем или потребуем их от Запада. Никогда и никто не даст ни железных, ни стальных, ни тем более титановых гарантий нашей стране. И здесь я веду речь не только о Западе, но и, скажем, о Китае. Гарантии выживания и дальнейшего успешного развития России – только в её внутриполитическом здоровье, её народнохозяйственной и военной мощи, культурной цельности. Над достижением этого и надо работать. Достигнем, тогда Запад начнёт просить гарантий у нас. А поиск «гарантий» со стороны Запада в сегодняшних наших обстоятельствах – это не политика, а политиканство: движение по пути к очередному обману.