События в Курской области показали — буфер необходим. Но как его создать?
6-е августа разделило жизнь в приграничном городе Суджа Курской области на «до» и «после». ВСУ нанесли тогда массированный артиллерийский удар по Суджанскому району, после чего на территорию Курской области вторглись украинские военные на броне. Начались бои, которые идут уже седьмые сутки…
Много погибших, 76 тыс. эвакуированных, режим ЧС, КТО… Что дальше?
Новости партнеров
На этом фоне снова прозвучало предложение: создать на Украине санитарную зону. На этот раз оно исходило от главы Крымского парламента Владимира Константинова.
«Вся территория бывшей Украины <…> станет санитарной зоной… Народ оттуда окончательно разбежится, промышленность и инфраструктура доразвалятся. Кстати, в истории этой территории, к которой прилипло название „Украина“, это не первый и не второй такой период», — заявил он в разговоре с РИА «Новости».
Создание на Украине некоей «санитарной зоны» допустил еще в марте нынешнего года президент Владимир Путин. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков пояснил: «Обезопасить российские территории от Киева можно, только создав некий коридор, буферную зону, с тем чтобы любые средства, которые враг может использовать для нанесения ударов, были за пределами зоны досягаемости».
«Я бы назвал „санитарную зону“ зоной безопасности. Это прилегающие к российской границе территории Украины, которые находятся под контролем киевского режима. Это Черниговская, Сумская, Харьковская области — именно с этих территорий происходят обстрелы Белгородчины, Курской области. Кроме того, на территорию Брянской области пыталась зайти ДРГ в прошлом году», — считает капитан первого ранга запаса Василий Дандыкин.
Суть санитарной зоны в том, чтобы отбросить противника на такое расстояние, с которого он не смог бы осуществлять удары артиллерией и системами залпового огня по территории России. Но как именно это будет осуществлено, эксперт пояснить затруднился.
Пока у нас есть только понимание того, что обезопасить себя от ударов натовского оружия необходимо. Как именно? — обсуждают сейчас многие.
Губернатор Херсонской области Владимир Сальдо назвал примерные масштабы «зоны безопасности». По его мнению, глубина санитарной зоны должна быть не менее 150−200 километров. «Демилитаризованная зона, несколько более широкая, чем дальность полета РСЗО дальнего действия и оперативно-тактических ракет „Точка-У“, на мой непрофессиональный взгляд, будет достаточна», — заявил Сальдо.
Новости партнеров
По его мнению, глубина санитарной зоны должна быть не менее 150−200 километров.
«По-хорошему, нужно отодвигать фронт на расстояние выстрела самых массовых видов вооружения: артиллерии калибра 155 мм и систем залпового огня типа «Вампир». РСЗО «Вампир», аналог «Града», летит на расстояние до 50 км. За два года СВО стало известно, что зачастую стрельба из этой системы прикрывает полет более тяжелых и дальнобойных ракет типа «Хаймарс», — считает военкор Станислав Обнищенко.
Следовательно, минимальное расстояние, на которое нужно отодвинуть фронт от границ России — это 50−60 км. Или 100 км. Всем остальным видам вооружения в виде авиации противника, ракет и беспилотников дальнего радиуса действия должны противостоять наши системы ПВО.
Как будет выглядеть эта санитарная зона, кого и от какого конкретно оружия она защитит? С таким вопросом мы решили обратиться к профессиональному военному, члену-корреспондент Академии военных наук, директору Информационного Центра по вопросам международной безопасности при МГЛУ Александру Бартошу.
— Санитарная зона должна защитить от ударов по территории России от того оружия, которое поставляет киевскому режиму блок НАТО. Речь идет о баллистической ракете класса земля-земля ATACMS с дальностью полета до 300 км.
Также западные союзники Киева собираются передать ВСУ германо-шведские дальнобойные крылатые ракеты Taurus с дальностью действия до 500 километров. Все это ставит задачу создать территорию, не доступную для данного и другого оружия, чтобы мирное население не страдало.
— Какую территорию Украины займет санитарная зона?
— От Донбасса, Белгорода, Брянска, Курска и до западных границу Украины. Я бы сказал, до Львова.
Новости партнеров
— Александр Александрович, простите, а как вы видите конкретную реализацию этой задачи? Мы должны будем завоевать всю эту территорию, расставить на ней блок-посты, или возможны какие-то иные варианты?
— Можно ввести на эту территорию Росгвардию, ФСБ. Но деталей я обозначить не могу, это уже работа Минобороны и Генштаба. Правда, могу предположить, что для этого понадобится достаточно большое количество военнослужащих.
К слову, у России уже был опыт создания буферной санитарной зоны в Афганистане. Когда там находилась 40-я общевойсковая армия, входившая в состав Ограниченного контингента советских войск, то «санитарную зону» обеспечивали пограничные войска СССР. У них были маневренные группы, которые на территории в десятки километров не позволяли моджахедам заходить в тыл нашей группировки.
«Если не действуют никакие договора типа Минских, противника, по идее, надо демилитаризовать, что называется «налысо», — заявил полковник запаса, военный журналист Михаил Тимошенко. — Есть несколько способов. Можно зайти на Украину с нашим оружием и создать там военную администрацию.
Но остается вопрос: как именно зайти? Ведь большая часть территории Украины — это лесополоса, и серьезных жертв не избежать. Мы рассчитываем, что крикнем «руки в гору, лягайте», и украинцы нас послушаются? Нет, такого не будет. Значит, понадобится большой человеческий ресурс. Есть мнение, что у нас по тысяче добровольцев в сутки записываются на СВО. Если так, это, пожалуй, спасет ситуацию. Но все равно придется привлекать и Росгвардию, и МВД, и ФСБ.
— Сколько времени потребуется, чтобы установить такую санитарную зону?
— Дело это за месяц не решишь. Все зависит от цены, которую мы готовы за это заплатить.
Политологи, с которыми нам удалось побеседовать, тоже пока не представляют конкретики создания санитарной зоны.
«Теоретически санитарная зона должна будет создаваться операциями Вооруженных сил РФ с применением Военно-космических сил, заходом на территорию, которую контролирует противник и уничтожением системы его опорных пунктов и укрепленных районов, а также разгромом бандформирований, — считает политолог, директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников. — Но для начала надо выполнить задачи, поставленные президентом России 24 февраля 2022 года, провести демилитаризацию и денацификацию Украины. Иными словами, одержать полную и безоговорочную победу на поле боя. А как установить потом санитарную зону — уже дело десятое. Это будет зависеть от того, что останется от Украины после СВО».