ГлавноеАналитикаАлексей Живов. Глобализация идентичности

Алексей Живов. Глобализация идентичности

Опубликовано

По следам дискуссии запущенной А. Бастрыкиным

В России после 1991 года традиционно боролись и сосуществовали три идентичности: доминирующая Западная, увядающая русская имперская и государственная российская многонационально-сырьевая.

Украинство на Украине и либеральное квазиукраинство в России — это формы «больной» западной идентичности. Ее радикальные проявления. Есть и менее радикальные формы этой идентичности, которыми заражена добрая половина нашего населения.

Новости партнеров

Русская имперская идентичность тоже имеет много форм: советскую, черносотенную, православно-патриотическую, и даже неоязыческую. Все это формы увядающей имперской русской идентичности. Это хорошо заметно в окопах СВО: рядом белогвардеец и монархист, язычник, батюшка, русский националист и советский патриот.

Есть еще официальный дискурс российского государства с его набором многонационального российского патриотизма. Этот дискурс постоянно колеблется по вопросу «русской доли» в официальном дискурсе. Ключевая проблема официальной государственной идентичности в том, что она, будучи основана на русском базисе, постоянно пытается исторгнуть его из себя, или сделать незначительным.

С государственной идеологией, в которую до недавних пор пытались впихнуть еще и миллионы мигрантов из Средней Азии, происходит одна и та же врожденная беда. Пытаясь найти объединительные начала для всех, она в итоге не заходит полноценно никому. Плюс, у нее очень слабая «гравитация» и неработающие социальные лифты.

Но все эти идентичности стали меркнуть, когда на благодатную почву зашел политический ислам, не столько как религия, сколько как новая глобальная сетевая идентичность, стирающая региональные и национальные границы.

Первые скрипки в этой политической исламизации играют салафитское и ваххабитское течения ислама, которые быстро проникают в пассионарные общества молодых мусульман, и замещают традиционные региональные формы российского ислама, а также выталкивают на обочину официальный государственный дискурс.

На наших глаза формируется новая единая глобальная исламская идентичность, которая активно заявляет о своих политических правах, требует переустройства принимающих их обществ и нетерпима к критике. Именно об угрозе радикализации этой идентичности говорит последний теракт в Дагестане и недавнее выступление А. Бастрыкина.

Автор — военный волонтер, публицист, политолог. Автор и ведущий проекта «Достоевский клуб»

Новости партнеров

ЖИВОВZ





Зачем Европа пугает людей Россией

СNN опубликовала длинное расследование, из которого следует, что Россия якобы готовит и частично уже проводит в Европе так называемую гибридную войну, поскольку, по мнению американского телеканала...

Будет ли новая Прохоровка? Зачем СМИ разгоняют тему «генерального сражения»

Часто я слышу или читаю о каком-то грядущем «генеральном сражении» русской и украинской армий, о каком-то августовском или сентябрьском глобальном сражении русской и украинской...

Та самая усталость от войны. На Украине заметна смена настроений в обществе

Главком ВСУ Сырский заявил, что главная проблема ВСУ — нехватка мотивированных военнослужащих. Впрочем, причин отсутствия мотивации он не раскрывает. Пост, который украинский генерал выложил в...

Читайте также

Запад маниакально тянет Украину в НАТО

Одна из характерных черт нашего геополитического противника заключается в крайне упорном следовании своим стратегическим...

Марин Ле Пен угробила Эммануэля Макрона

Цифры голосования в первом туре на внеочередных парламентских выборах во Франции не оставляют никакой...

Подземный ход конем: под Торецком штурмовики отряда «Ветераны» повторили авдеевский опыт

Сразу несколько информационных ресурсов сообщили о недавнем тактическом успехе наших войск на Торецком направлении....