ГлавноеАналитикаАлексей Живов. Глобализация идентичности

Алексей Живов. Глобализация идентичности

Опубликовано

По следам дискуссии запущенной А. Бастрыкиным

В России после 1991 года традиционно боролись и сосуществовали три идентичности: доминирующая Западная, увядающая русская имперская и государственная российская многонационально-сырьевая.

Украинство на Украине и либеральное квазиукраинство в России — это формы «больной» западной идентичности. Ее радикальные проявления. Есть и менее радикальные формы этой идентичности, которыми заражена добрая половина нашего населения.

Новости партнеров

Русская имперская идентичность тоже имеет много форм: советскую, черносотенную, православно-патриотическую, и даже неоязыческую. Все это формы увядающей имперской русской идентичности. Это хорошо заметно в окопах СВО: рядом белогвардеец и монархист, язычник, батюшка, русский националист и советский патриот.

Есть еще официальный дискурс российского государства с его набором многонационального российского патриотизма. Этот дискурс постоянно колеблется по вопросу «русской доли» в официальном дискурсе. Ключевая проблема официальной государственной идентичности в том, что она, будучи основана на русском базисе, постоянно пытается исторгнуть его из себя, или сделать незначительным.

С государственной идеологией, в которую до недавних пор пытались впихнуть еще и миллионы мигрантов из Средней Азии, происходит одна и та же врожденная беда. Пытаясь найти объединительные начала для всех, она в итоге не заходит полноценно никому. Плюс, у нее очень слабая «гравитация» и неработающие социальные лифты.

Но все эти идентичности стали меркнуть, когда на благодатную почву зашел политический ислам, не столько как религия, сколько как новая глобальная сетевая идентичность, стирающая региональные и национальные границы.

Первые скрипки в этой политической исламизации играют салафитское и ваххабитское течения ислама, которые быстро проникают в пассионарные общества молодых мусульман, и замещают традиционные региональные формы российского ислама, а также выталкивают на обочину официальный государственный дискурс.

На наших глаза формируется новая единая глобальная исламская идентичность, которая активно заявляет о своих политических правах, требует переустройства принимающих их обществ и нетерпима к критике. Именно об угрозе радикализации этой идентичности говорит последний теракт в Дагестане и недавнее выступление А. Бастрыкина.

Автор — военный волонтер, публицист, политолог. Автор и ведущий проекта «Достоевский клуб»

Новости партнеров

ЖИВОВZ





Александр Дугин. Какие цели выбрать для последующих ударов «Орешника»

С Орешником мы полноценно включились в процесс эскалации. На сей раз управляемой нами эскалации. Тут надо только продолжать - разумно и расчетливо. Было бы...

Никита Третьяков. Кому выгодна ядерная война

Все мы с тревогой и уже отчасти маниакальным увлечением следим за эскалацией вооруженного конфликта с США и НАТО. Уже не в первый раз возникают...

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а...

Читайте также

Посольство США на Украине будет закрыто из-за ожидания «значительной воздушной атаки»

Американское посольство в Киеве сегодня будет закрыто в связи с ожиданием «значительной воздушной атаки»....

Лучший способ торговаться по Украине — не иметь никакой Украины

Вчера к вечеру ленты российских информационных агентств распространили информацию от ФСБ России о поимке...

Алексей Живов: ATACMS по России — американские разборки

Мы смотрим на себя из центра собственной вселенной, где вся деятельность наших врагов подчинена...