ЧФ потихоньку начал превращаться в Азово-Черноморскую флотилию с главной базой в Керчи
На днях главнокомандующий Военно-Морским флотом России адмирал Александр Моисеев сделал крайне важное, на мой взгляд, признание, которое многие, как ни странно, незаслуженно пропустили мимо ушей.
По словам адмирала, в интересах Черноморского флота сейчас достраиваются четыре малых ракетных корабля (МРК) проекта 22800, шифр «Каракурт». Из них минимум два, скорее всего, для госиспытаний будут отправлены в очень непростой и неблизкий путь — на Каспий.
Новости партнеров
О каких МРК почти наверняка идет речь? И почему по крайней мере половину из этих новостроек предстоит опробовать на Каспийском море, если служить всем перечисленным кораблям предстоит вовсе не на нем, а на море Черном?
Особого секрета тут нет. На двух судостроительных заводах (на Волге, в Зеленодольске, и в Керчи) почти готовы для передачи военным морякам три спущенных на воду «Каракурта» — «Туча», «Амур» и «Тайфун». Еще один («Аскольд») давно бы уже нес службу на флоте. По плану — еще с декабря минувшего года.
Однако спущенный на воду в сентябре 2021 года на керченском заводе «Залив», он прошлой осенью завершал было программу государственных испытаний. И в ходе этого процесса, по официальному сообщению Минобороны РФ, 15 сентября 2023 года успел даже поучаствовать в реальных боевых действиях. Огнем из штатного вооружения, как утверждает военное ведомство, уничтожив в Черном море украинский безэкипажный катер-камикадзе.
Однако 4 ноября того же года «Аскольд», на короткое время вернувшийся в Керчь для устранения заводчанами выявленных в ходе испытаний замечаний, угодил под массированный удар противокорабельными крылатыми ракетами SCALP французского производства. На появившихся в интернете на другой день спутниковых снимках корабля, стоявшего в тот момент у причальной стенки «Залива», были отчетливо видны серьезные повреждения рубки и большая пробоина в центральной части корпуса «Аскольда».
С той поры завод вынужден заново работать над этим «Каракуртом». Когда окончится такая волынка — никто официально не сообщал. Но, судя по оптимистичному заявлению главкома ВМФ, скоро «Аскольд» снова выйдет в море. Но вот в какое? В Азовское, чтобы далее по Волго-Донскому каналу уйти для испытаний на Каспий? Или все же командование ВМФ рискнет оставить его на Черноморье?
Впрочем, сейчас это не столь уж и важно. Зафиксируем главное — даже главком ВМФ сегодня допускает, что, по меньшей мере, часть корабельного состава Черноморского флота придется на время боевых действий с Украиной убирать подальше из зоны его ответственности. Как минимум — на Азов. А возможно и еще дальше.
Собственно, судя по сообщениям в открытой печати, это уже и происходит. Во всяком случае, первым в истории «Каракуртом», прошедшим под Крымским мостом в Азовское море, в марте 2022 года стал малый ракетный корабль «Циклон». Вероятно, целью этого перехода была проверка возможностей МРК проекта 22800 нести полноценную боевую службу с применением крылатых ракет «Калибр» по наземным целям на Украине в тамошних мелководных (на максимуме в лучшем случае не превышающих 13,5 метра) районах.
Новости партнеров
Вероятно, командованием Черноморским флотом этот опыт был признан удачным. Или хотя бы удовлетворительным. Поэтому в октябре 2023 года из Черного моря в Азовское перешли уже сразу два «Каракурта». Об этом заявили зарубежные СМИ со ссылкой на источники в Киеве. Не называя, впрочем, конкретных имен кораблей.
Наконец, неделю назад, в ночь с 21 на 22 июня нынешнего года, сразу три «Каракурта» из акватории Азовского моря одновременно совершили первые залповые пуски «Калибров» по целям на территории Украины. Об этом в минувшую субботу в Киеве сообщил официальный представитель Военно-Морских сил Украины Дмитрий Плетенчук. Добавив при этом: «Это важный переломный момент. Потому что, как видите, они (русские — Ред.) начали использовать ее (акваторию Азовского моря — Ред.), считая более безопасной, чем Черное море».
Увы, пан Плетенчук на сей раз прав. Потому что глупо отрицать тот факт, что англо-украинские безэкипажные катера-камикадзе типа Magura V5, атакующие, как правило, высокоскоростными «волчьими стаями», давно уже превратились в настоящий бич для наших военных моряков в Севастополе, Новороссийске, Феодосии, Евпатории и в их водных окрестностях.
О потерях, которые мы к сегодняшнему дню понесли от ударов этих оказавшихся крайне эффективными в боях морских роботов, Москва традиционно сохраняет оправданное в ходе любых боевых действий молчание. К чему давать разведке врага лишнюю информацию?
Понятно, что сейчас Москва делает все возможное, чтобы побыстрее найти достойное противоядие против этих напичканных зарубежной электроникой и наводимых при помощи натовской спутниковой разведки тварей. По бортам черноморских кораблей и катеров спешно устанавливают крупнокалиберные пулеметы с тепловизорами и приборами ночного видения. Морскую поверхность вокруг Крыма и вдоль кубанского побережья непрерывно патрулируют вертолеты с универсальными двуствольными пушечными контейнерами УПК-23−250.
Говорят, для тех же целей мы пытаемся приспособить и FPV-дроны типа «Упырь». На входах в бухты строятся многочисленные пулеметные гнезда. Рядом устанавливают реактивные бомбометные комплексы ДП-62 «Дамба», флотский вариант знаменитого РСЗО «Град».
Но, похоже, ничего из перечисленного не может стать панацеей. Помочь удачно отбить какую-то отдельную атаку — это да. Но 100-процентных гарантий никто в командовании ВМФ РФ не рискнет дать. Поэтому наш Черноморский флот практически давно уже фактически не участвует в битве за Украину. За исключением его морской пехоты, частей береговой обороны, морской авиации. Да редких ударов по врагу с палуб да с больших дистанций теми же «Калибрами» и «Ониксами».
Что касается корабельно-катерного состава, то, по большей части, он давно уже рассредоточен по собственным базам. И охраняет, главным образом, только сам себя. Не особенно надеясь даже на многоуровневые боно-сетевые заграждения, которыми прикрыты проходы в любую нашу бухту в этих краях. Потому что противник уже не раз демонстрировал, что и их прорывать грозными БЭКами можно.
Новости партнеров
Просто тогда украинским военным атаку на наши причалы приходится строить эшелонировано. Сначала часть их безэкипажных катеров жертвует собою, пробивая бреши в туго натянутых российских тросах, сетях и бонах. А уже затем через образовавшиеся дыры в обороне к местам наших корабельных стоянок прорывается ударный отряд БЭКа…
Вероятно, результатом осознания этой грозной реальности и стал начавшийся перевод на неопределенное время из Черного в Азовское море одного из самых ценных боевых активов ЧФ — новеньких «Каракуртов». Вероятно, следом за ними из Севастополя через Керченский пролив в относительно безопасные воды скоро проследует и весь остальной основной состав 41-й бригады ракетных катеров ЧФ. То есть — малые ракетные корабли «Град Свияжск», «Великий Устюг», «Вышний Волочек» (все проекта 21631 типа «Буян-М», все — тоже в ракетами «Калибр»).
Что это даст? Вот что говорят американские эксперты из заокеанского специализированного издания The War Zone.
Они констатируют: «Хотя Украина может нанести удары по российским портам с помощью ракет и беспилотников, поразить корабли, идущие или стоящие на якоре, будет намного сложнее. Морским беспилотникам, которые Украина успешно использует в Черном море, будет очень трудно получить доступ к Азовскому морю. Им придется пройти под Керченским мостом, который сейчас хорошо защищен от таких проникновений. Кроме того, территория, контролируемая Россией, окружает водное пространство значительной буферной зоной, а над регионом в целом расположена очень надежная система противовоздушной обороны. Район Керчи, где, вероятно, действуют эти корабли, находится почти в 150 милях от линии фронта».
Добавим: что вполне и с большим запасом по дальности преодолимо для «Калибров» в случае, если те после очень возможной передислокации примутся стартовать не из Черного, а из Азовского моря.
И — да, было бы в высшей степени разумно, если бы эти названные боевые единицы встали к причалам именно Керчи. А не, допустим, Ейска или Мариуполя.
Потому что в Керчи «Каракурты с «Буянами» сразу оказались бы под мощнейшим противоракетным «зонтиком». Давно и умело выстроенным над Крымским мостом из самых современных в мире средств ПВО — ЗРС С-400 «Триумф» и ЗРАК ближнего действия типа «Панцирь С-1».
А буквально только что, 16 июня, американское издание Military Watch Magazine сообщило, что там же встала на боевое дежурство и первая на юге России батарея новейшей ЗРС С-500 «Прометей», способной поражать цели на удалении до 600 километров. То есть — намного дальше, чем, предположим, воздушное пространство над украинской пока Одессой. До которой от Крыма почти вдвое ближе.
Что же касается опасности проникновения вражеских БЭКов и в Азовское море, то она крайне маловероятна. Потому что прежде в Керченском проливе им пришлось бы каким-то невероятным образом на телеуправлении преодолеть густую цепочку из сознательно затопленных нами у Крымского моста старых барж. А затем проскользнуть мимо огневых позиций множества 12,7-мм пулеметов «Корд», чьи укрепленные камнями и прикрытые маскировочными сетями гнезда вдоль опор моста натыканы (оценочно!) на расстоянии 200−300 метров. Что хорошо видно, допустим, любому пассажиру поезда, следующего над водами Керченского пролива в Крым или из него.
Конечно, столь явное, но весьма вероятное отступление значительной части Черноморского флота в Азовское море, а может даже на Каспий, многим из нас было бы сложно принять даже сугубо психологически. Но, возможно, принять придется. Если ничего другого враг нам не оставляет.
Зато «Каракуртам» и «Буянам-М» абсолютно все равно: бить по целям на взбесившейся Украине с черноморских рейдов Севастополя, Феодосии, Новороссийска. Или с азовских подходов к Керчи, Бердянску или Мариуполю. И даже с траверза каспийских портов Махачкалы, Астрахани или Каспийска. Лишь бы долетало без промаха до бандеровцев.