Разбившимся вертолетом, на котором летел Раиси, был американский Bell 212.
Агентство Tasnim передает, что он мог перевозить до 14 человек и развивал крейсерскую скорость в 190 км/ч.
Новости партнеров
Надо сразу сказать, что вертолет Bell 212 — машина старая, разработанный в начале 70-х двухдвигательный вариант Bell 204/205 фирмой Bell Helicopter Textro по заказу вооруженных сил Канады. Большая часть таких вертолетов уже списана. В Иран эти вертолёты были поставлены ещё во времена, когда Ираном правил последний шах Реза Пехлеви. С тех пор их лётная годность поддерживалась иранцами.
VIP-версия обладает повышенной грузоподъёмностью, но меньшей дальностью полета и скороподъёмностью.
Все Bell 212 в настоящее время закреплены за иранским президентским авиаотрядом.
Версия столкновения в густом тумане с горой, в принципе, достаточно логична. Вертолёт не имел никакого специального навигационного оборудования для полётов «в слепую». И версию ошибки пилотирования можно было бы принять за основную, но есть одно обстоятельство. Сразу после исчезновения вертолёта появились сообщения, что двое летевших с Ибрахимом Раиси людей, один из которых пилот вертолёта, якобы выходили на связь и рассказали об инциденте как о «не фатальном». При обследовании же обломков выяснилось, что все находившиеся на борту люди погибли в момент столкновения. Так кто же тогда связывался с «землёй», фактически, отвлекая на себя поисковые силы? А главное, зачем?
Учитывая, что основным навигационным прибором в условиях тумана на борту вертолёта был GPS-навигационный комплекс, можно предположить версию навигационной диверсии. Имея точное время вылета вертолёта из Азербайджанского пограничного пункта на Араксе американцы вполне могли резко «загрубить» сигналы GPS в «ячейке», где проходил полёт вертолёта, в результате чего пилот мог направить машину в скалу, считая, что он летит над долиной на безопасной высоте.
Автор — военный эксперт, писатель, публицист, постоянный член Изборского клуба